Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 26 Следует согласиться с мнением исследователя А . А . Безруковой , что « взгляды А . С . Хомякова вполне традиционны : пол трактуется им в чисто биологическом смысле , а половая дифференциация , антагонизм и подчинение женщины – как « природная » и « божественная » данность » [1, с . 5]. Данные идеи в последующем будет разделять П . Ф . Каптерев . « Гений ума – мужской гений , гений сердца – женский », – отмечает П . Ф . Каптерев [5, с . 114]. Следует заметить , что , несмотря на принадлежность к разным направлениям , русские философы выделяют общие характеристики женщины . Женское как начало сердца связывается ими с впечатлительностью , мечтательностью , жалостью , милосердием , состраданием , нежностью , кротостью , смирением , жертвенностью [7, с . 56]. Более развернутую концепцию понимания роли женщины в контексте христианского идеала семьи , национально - образовательных задач в области воспитания , представили И . Ф . Богданович и А . А . Ширинский - Шихматов . Отвечая на вопрос о цели супружества , как обо всех интересах двух человек , и что для этого требуется , Богданович пишет : « Непринужденного поведения , искреннейшей любви во всех обстоятельствах , дружеского участия в печалях , болезнях , гонениях ; словом , добрые супруги добро и зло должны считать общею их частью » [3, с . 105-106]. В отличие от Хомякова он не рассматривает подчинение женщины мужчине как природную данность . Подчеркивая , что « природа , сделав различие в полах , все вещи сделала для них общими , следственно , добродетели и пороки по сей связи имеют равномерные влияния » [3, с . 110]. В случае разногласий (« в нравах по воспитанию , по привычкам или темпераменту ») « благоразумие и спокойствие жизни требуют сколько возможно стараться уступать слабостям и мало - помалу нежнейшим образом исправлять то , что исправить возможно всякое принуждение и азиатское начальство весьма неудобны , ибо … раздражая более и более , наконец , произведет ненависть , а тогда едва ли уже остается другой способ , кроме позорного развода » [3, с . 106]. Добрые нравы семьи он рассматривает как залог успешного воспитания детей . Признавая равенство способностей мужчины и женщины от природы , И . Ф . Богданович считал вполне закономерным разностороннее умственное образование женщины – « наука и литература могут также быть предметами жизненного призвания женщин ». Однако при этом отмечал , что женщины , « кои соединяют в себе все приличные дарования их пола » – редкость . В нынешнем веке все хотят более заниматься ученостью , нежели должностями , не разделимыми с их положением » [3, с . 111]. Иной взгляд на вопрос о гендере , назначении женщины в семье и обществе высказали революционеры - демократы 50- х годов XIX века . Статьи М . М . Михайлова сыграли важную роль в распространении идей о равноправном образовании и воспитании женщин и мужчин , в преодолении домостроевских взглядов на роль женщины в семье и обществе . Представители данного направления в русской общественно - педагогической мысли рассматривали проблему гендера в контексте задач

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=