Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 25 биологически и / или метафизически , что определяет их вечный и неизменный характер . Сторонники второй полагают , что они социально обусловлены и , таким образом , могут быть преодолены вместе с изменением общественных структур . Помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола сложился третий , символический , или философско - культурный аспект , согласно которому мужское и женское на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как элементы культурно - символических рядов : мужское - рациональное - духовное - божественное - культурное ; женское - чувственное - телесное - греховное - природное . Анализ проблем пола занимал важное место не только в западной , но и в отечественной философской и педагогической мысли XIX века ; впервые обозначается дискуссионность и полярность взглядов на сущность мужского и женского начал [8, с . 56]. Общий контекст в подходах к ее рассмотрению был обусловлен поиском разрешения внутренних противоречий и путей дальнейшего развития российской действительности . В условиях сословного характера культуры и просвещения философская и общественно - педагогическая мысль России была неоднородной , о чем свидетельствуют такие направления в ее развитии как славянофильство и западничество , общечеловеческое и общенациональное , либерально - гуманистическое , радикально - демократическое , религиозно - философское и др . В рамках этих направлений разрабатывались идеи свободы и гуманизма , общедоступности образования , всеобщего бесплатного начального образования , создания русской национальной системы воспитания , связи обучения с трудовым воспитанием , профессиональной подготовкой и т . д . Данные идеи наряду с вопросами детерминированности различия полов явились методологическими основаниями в подходах философской и педагогической мысли к гендерному аспекту , в котором проблемам осмысления различия полов , роли женщины в семье , создания условий для общественного воспитания и образования женщин отводилось одно из ключевых мест . В связи с этим представляет интерес обращение к размышлениям представителей ее основных направлений . Наиболее ярко подходы славянофильства к проблеме гендера в контексте сложившихся исторических и философских идеалов разумности и цельности русской культуры представлены во взглядах А . С . Хомякова . Семья для него – это божественно санкционированный союз полов , в котором « сердце женщины » облагораживает « ум мужчины »; это « святыня », высшая нравственная ценность , в которой эгоистическая ( нормальная ) любовь преобразуется в высший тип любви на основе « самоотрицающегося эгоизма ». В отличие от социальной , политической сферы именно семья создает условия для преодоления « антагонизма полов » [14, с . 286]. В этой связи А . С . Хомяков считал неприемлемым признание права женщины на свободный развод , так как это может привести к « войне полов », деградации общества , в целом . Только дети и семья могут быть , по Хомякову , священной защитой , которая « спасет слабость женщины от буйной энергии мужского превосходства » [14, с . 262].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=