Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 19 становится ясным , что дилемма идеализированного рынка и демонизированного исторического государства является ложной . Российская государственность и правовая традиция имеют свои исторические особенности сравнительно с западноевропейской политико - правовой и культурной традицией . Так , русский философ И . Ильин , подчеркивал , что даже теория права не может рассматриваться как формальная дисциплина , а представляет собой способ познания человеком и народом своей исторической судьбы [4, с . 183]. Уже русские консерваторы XIX осознали специфику политико - правового развития России [5, с . 91]. Разумеется , не все в их учениях можно принимать на веру . Да это и не нужно . Однако идея цивилизационного суверенитета России получила определенное освещение в их трудах [6, с . 234]. Русская философская традиция стремилась глубоко осмыслить проблему соотношения человека и общества , преодолевая индивидуалистические иллюзии либерализма и подчеркивая , что в становление индивидуальной нравственности важным этапом становится « переход к ориентациям на определенное место в обществе , сопрягаемое с системой обязанностей , моральным авторитетом и непосредственно воспринимаемым социальным порядком » [7, с . 77]. И , конечно , проблема цивилизационного суверенитета России не должна сводится к романтической идеализации и прямолинейной апологетике существующих политико - правовых институтов [8, с . 152]. Русская философия в целом , а особенно философия русского зарубежья , глубоко осмыслила специфику политико - правового развития России [9, с . 66], отвергнув идею универсального значения западноевропейского политико - правовых представлений . Непонимание цивилизационных особенностей развития России , идеализация западноевропейских политико - правовых институтов приводит ко многим странностям российского нигилизма [10, с . 210]. Так , А . В . Чертищев пишет о том , что « специфической чертой русского нигилизма , в отличие от западного идеалистического , является его рационалистический характер , культ « знания » [11, с . 225]. Это положение можно понимать таким образом , что рационализм мнимо универсализирует определенный порядок вещей , характерный для одной локальной цивилизации ( Запад ), но неприменимый для другой ( Россия ). Абстрактные построения , созданные на основе обобщения локального исторического опыта , при попытке применения в другой системе исторических координат приводят лишь к крушению социально - политической системы , к хаосу , нигилизму и разочарованию . « И дважды за один век , – справедливо отмечает М . М . Марченя , – Россия заплатила за непонимание собственной природы и механизма возникновения и развития общенародной смуты распадом исторически сложившейся имперской государственности : сначала царской , затем и советской » [12, с . 213]. Непонимание законов функционирования социальной системы постоянно будет порождать социальную нестабильность [13, с . 205]. Многополярность грядущего мироустройства предполагает глубокое осознание определенной асимметрии в развитии цивилизаций , но не должно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=