Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 17 исторический момент предельно насыщен смыслом , но он полностью ускользает от понимания . В этой ситуации Россия пытается сохранить политический суверенитет , реагируя на десуверенизацию , порожденную глобализацией . Но от правильной реакции до последовательной картины мира , до обоснованной фундаментальной альтернативы значительное расстояние . Становится очевидным , что государственный суверенитет должен быть расширен до цивилизационного суверенитета , который предполагает определенную картину всего мирового порядка . Современная доктрина глобализации должна быть признанна империалистической и расистской по своей сути . В настоящее время на повестке дня стоит проблема укрепления цивилизационного суверенитета России через построение многополярного мира . После этого можно говорить о пути к новому планетарному единству через процесс диалога культур и цивилизаций . В построении теории многополярности и отстаивании цивилизационного суверенитета России целесообразно воспользоваться идеями русских евразийцев . В частности , Николай Сергеевич Трубецкой в своей книге « Европа и человечество » [2] выстраивает модель интерпретации современного миропорядка , основываясь на формуле : « Европа против человечества », где « Европа » и « человечество » выступают в качестве антиподов . Человечество – это совокупность традиционных обществ , Европа же есть агрессивная аномалия , стремящаяся навязать остальным странам особенности локального исторического развития как нечто универсальное . Н . С . Трубецкой доказывает , что претензии западной ( романогерманской ) культуры на универсализм несостоятельны и голословны . В силу этого неевропейские народы , т . е . собственно все человечество , оказываются в состоянии жертв , так как полная европеизация невозможна по определению , а ее элементы лишь раскалывают народы , заставляют смотреть на себя чужими глазами , подрывают и разлагают консолидирующий смысл культурной традиции . С . Н . Трубецкой считал , что с этим нельзя мириться и предлагает продумать варианты ответа человечества на вызов Европы . Для этого необходимо осознать , что европейская культура не представляет собой универсальную культуру всего человечества , она есть создание ограниченной группы народов , имевших общую историю . Европейская культура ничем не совершеннее , не « выше » всякой другой культуры , созданной иной этнографической группой , ибо « высших » и « низших » культур и народов вообще нет , а есть лишь культуры и народы более или менее похожие друг на друга . Важнейшей идеей Н . С . Трубецкого стала идея того , что развитие не тождественно вестернизации культуры , поскольку при таких условиях неевропейским народам приходится совершенно отказаться от самостоятельного культурного творчества , жить отраженным светом Европы , обрекать себя на фатальное отставание в развитии .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=