Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 13 Когда мы просто ставим вопрос : что представляет собой Божественная любовь , – то ответ здесь таков : это значит , что Бог любит каждого из нас так отзывчиво , так открыто , что , как бы мы ни поступали , если обратиться к Нему и сказать : « Я виноват , прости !» – Он простит и благословит нас . Когда же мы ставим под вопрос понятие Божественной любви , то есть вопрошаем о ней , – мы получаем другой ответ . Мы ничего не знаем о той Любви , которая есть Сам Бог . И все - таки на вопрос , в чем проявляется Божья любовь , мы сердцем чувствуем ответ : В сотворение человека Бог вложил всю силу своей любви , так как дал каждому свободу , право быть собой по собственному выбору , и последствия этого выбора пали на все остальные творения Божьи , повлияли на их ответ и выбор , и – главное – трагически отозвались для самого Бога . При этом право , данное человеку , принимать решения о себе , о своей судьбе , о своих отношениях с Богом , с самим собой и с ближним , оказалось неразрывно связано с Воплощением Сына Божьего . Воплощение Сына Божьего означает , что Бог принял на Себя плату за предательство человеком своего « я », за предательство им своего призвания , за предательство своего Создателя . Любовь , понятая так , – нечто совершенно иное , нежели сентиментальная доброта , дружба , всепрощение , отзывчивость и т . п . Она означает не только готовность Бога взять на Себя все последствия Своего творческого акта , но еще и последствия того , каким образом всякое творение Божие распорядится собственной жизнью . Такая любовь трагична . И митрополит Антоний приводит слова французского православного священника архимандрита Льва Жилле : « В Боге присутствует трагедия . Жизнь Святой Троицы сияет славой , верно , но слава эта сияет изнутри трагедии , сквозь нее » [1, c. 64]. Нам зачастую кажется : если так сказать о Боге , то мы принизим Его , сделаем как бы уязвимым , а не великим , всемогущим Богом во славе . Но мы забываем , что слава Божья сияет бесконечно ярче в Его самопожертвовании , чем если бы Он пребывал в невозмутимости безмятежного бытия , наблюдая со стороны трагедию тварного мира . В Боге присутствует трагедия , потому что Он – Бог любви . Но разве возможно , чтобы человек стал причиной трагедии для Бога ? Это не совсем так , уточняет митрополит Антоний , что делает ситуацию еще трагичнее , еще серьезнее , потому что трагедия изначально присутствует в самом бытии Святой Троицы , и человек является не столько причиной , сколько следствием этой трагедии . Митрополит Антоний приводит пример , как в начале вечерней службы в субботу или под праздник священник становится перед святым престолом и произносит : « Слава Святей , Единосущней , Животворящей и Нераздельней Троице …» – и в момент , когда он говорит эти слова , он совершает кадилом крестное знамение , вписывая крест в провозглашение Святой Троицы . Мы можем поставить перед собой вопрос : как такое возможно ? Объясняя это митр . Антоний обращается к одному отрывку из сочинений святителя Григория Богослова , который ставит вопрос о тайне любви Святой Троицы . Суть троичного таинства любви в следующем : Бог – не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=