Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 12 Ним жизнь . Но для большинства людей такое непосредственное приобщение к Богу недоступно . Для них возможен только « путь познания », который состоит в том , чтобы всматриваться и вслушиваться в пути Божии в жизни и истории . Хотя это и « кружной путь », но он тоже может привести нас к глубокому пониманию Бога [1, c. 128]. Этот « кружной путь » и есть путь « вопрошания ». Но это вовсе не философское вопрошание о Боге , которому обычно противопоставляют откровение , но особое « сердечное вопрошание в вере » , вопрошание , на основе опыта веры , попытка передачи словами опыта , находящегося за пределами слов . Таким образом , теологическое вопрошание находится между умозрительным философским вопрошанием и богооткровением . Более всего оно напоминает « интеллектуальную любовь к Богу » Б . Спинозы (Amor Dei intellectualis), которая представляет собой соединение мысли и чувства , истинное мышление , сопровождаемое радостью постижения истины . Вопрошать так может только тот , кто верит , но верит иначе , чем верят святые , избранники Божии – всецело , когда ум и сердце сливаются в единый дух . Здесь же вера рождается на основе ограниченных возможностей человеческого познания и сердечного устремления к Богу . А это всегда предполагает сомнение , при котором мы « ставим под вопрос » те или иные « избитые истины », затрудняющие понимание Бога и приобщение к Нему . « Я настаиваю на неразрывной связи вопрошания и сомнения , – говорит своим слушателям митр . Антоний , – и при этом намеренно разграничиваю понятия « ставить под вопрос » и « ставить вопросы ». Мы можем ставить вопросы в простоте , если готовы получить ответ и принять его , а можем ставить вещи под вопрос , поскольку до сих пор не получали исчерпывающих или удовлетворительных ответов . Это очень важно : мы должны быть честными перед Богом и перед собой . Богу нужно , чтобы Его окружали не легковерные люди , но люди , которые знают Его достаточно , чтобы доверять Ему порой за пределами своего ограниченного знания » [1, c. 11]. « Вот почему вопрошание это не неверие . Ставить вещи под вопрос способен только тот , у кого есть подлинная вера и уверенность , тот , кто готов сказать : « Все , что я знаю , все представления , которые у меня сложились , все , что я услышал и прочитал , все , чему научился , – ничто по сравнению с широтой , глубиной , высотой , величием Живого Бога » [1, c. 11]. В своих беседах митрополит Антоний « ставит под вопрос » многие традиционные христианские темы , в том числе : подлинность веры в ее соотношении с грехом и сомнением ; ответственность Бога за падение человека ; смысл предательства Иуды в плане приближения победы Христа ; пути приобщения к Богу через древо познания и древо жизни и др . Однако главной темой вопрошания у митр . Антония является , тема трагизма Божественной любви , суть которой в трагичности любовного бытия Святой Троицы .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=