Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 108 пытающегося для этого затормозить грузовика с солдатами , и на 14- й странице показом ребенка примено 4- х лет , пугающегося громкого звука мобилизованного нацистами мотоцикла , и проходившая на фоне любования гитлерюгендом и отроками , вступившими в регулярную армию « сынами полка » ( стр . 35, 46, 48, 51, 59, 65, 67, 92), а также просто солдатами вермахта ( с . 52, 53 и др .) и даже « сестрами гитлерюгенда », входившими в Jungmädelbund, стр . 9). Буквари , изданные после падения Третьего Рейха , уже были полностью очищены от какого бы то ни было упоминания о войне – как второй мировой , так даже и первой ( в то время как упомянутый выше букварь Ядвиги Мансфельд в издании 1943 года помещает рассказ ветерана первой мировой о том , как начавшееся после нее угнетение немцев поляками удалось ликвидировать лишь с победами над поляками в новой войне ; стр . 85). В букварях 1945-1947 под рождественской елкой уже нет ни одной военной игрушки . 4. Интересно , что милитаристические игры и игрушки были запрещены Советской военной администрацией в восточной зоне оккупации Германии [56, p. 5], но вполне легитимированы внутри СССР . Легитимированы они и в польском букваре 1947 года [44, s. 46-47, 51]. Наиболее « военизированными » после войны оказываются начальные учебники эпохи Тито в югославском регионе ( см .: [58]), за ними следом идут учебники советские . Мы , конечно , далеки от мысли полагать , что развернувшиеся на постсоциалистическом пространстве войны в бывших СФРЮ и СССР « обязаны » своему рождению букварям второй половины 1940- х и последующих годов , хотя подобная гипотеза напрашивается сама собой . Нерешенные проблемы с полным отвержением самой идеи войны , с сохранением « военного присутствия » в элементарных школьных учебниках « проросли » во взрослый мир . 5. Учебник насыщен образами людей в военной форме , изображением военных игр и оружия , идеями патриотизма и величия Родины . В аналогичном чилийском учебнике 1945 года есть « солдат – защитник Родины », но он изображен стоящим на посту , хотя в помещенном рядом и на следующих страницах текстах есть и слова о том , что « солдат Родины » бьется с врагами и отдает свою жизнь за Родину , когда дело переходит от мира к войне ( см .: [57, p. 41, 57], подп . в печать в апреле 1944). Вероятно , образы войны проникают в некоторые учебники невоевавших во Втором мировой войне стран с некоторым запаздыванием – как своего рода эхо этих глобальных событий . В случае неучастия в прошедшей войне эти образы подчас переключаются на представление о будущих сражениях « за мир , за родину (vlast), за свободу и народную честь », как сказано в чешском букваре 1953 г ., букваре новорожденного просоветского государства , на тот момент еще не участвовавшего в войнах с внешним врагом [50, s..82, также см . s.170]. 6. Слова Д . Т . Шепилова . См .: [39; 9; 1]. 7. См ., к примеру : [45, S.44].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=