Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 107 литературно - дидактического школьного канона срочно устранены , отклик педагогической системы на потребность в « терапии мира » был заменен « терапией воинственности » как наилучшим для системы методом заглушить посттравматический синдром без его излечения . Страна и в книгах для начального чтения вернулась к « педагогике войны и битвы » за « лучшее будущее » « осажденной крепости », увеличившей свои территории , которые теперь нужно было лучше и надежнее охранять и в чем ей вполне уже помогали буквари . Для России anno zero стал в элементарных учебниках , скорее , не 1945- й , но 1949- й год , когда после трудного пути 1943-1948 годов полностью оформилась и во всех общегосударственных пособиях утвердилась тоталитарная версия послевоенного сталинского литературно - дидактического канона , допускавшего , утверждавшего и пропагандировавшего идею войны как лучшего способа борьбы за мир и победу коммунистических , советских идей в масштабах всего человечества . Комментарии 1. Учебники стремились издать до начала учебного года в сентябре . Поэтому даты сдачи в печать учебников , вышедших в 1945 году , обычно март – август 1945 года . Тиражи поступали в школы в августе - октябре . 2. Воплощаясь в разной доле , иногда уменьшая свой удельный вес , как , например , в букваре С . П . Редозубова 1949 года , очень редко на время исчезая совсем , но тут же снова возникая , данная тенденция продолжилась вплоть до наших дней [3]. Подобная ситуация , но очень по - разному , встречается в послевоенных учебниках для начальной школы практически всех стран Варшавского пакта и « победившего социализма »: ГДР , СФРЮ , Чехии , Румынии , Польше , Венгрии , Болгарии . См .: [56; 42; 3]. Определенная глорификация героев Сопротивления , жертв нацистов имела место и в культурах Франции , Бельгии , Голландии и , вероятно , других европейских стран , столкнувшихся с нацистами на своей земле . Однако , как мы пока что лишь предполагаем , она не вылилась в учебниках в эстетизацию войны и военного насилия . О ситуации в Западной Европе в сравнении с Восточной , об общетипологических процессах ретроспективной глорификации см .: [52]. 3. Аналогичная эстетизация насилия прослеживается и в других германских букварях периода национал - социализма , к примеру : [53]. На стр . 68 и 101 издания 1943 года стол во время игры и даже стол под рождественской елкой сплошь заставлены игрушечными солдатами , пушками , танками и грузовиками , вступившими в войну или только явившимися из подарков в полной готовности принять участие в военных действиях . Эстетизацией войны как бы заканчивается внутренняя имплицитная полемика , открытая в данном букваре на стр .12 изображением девочки раннего школьного возраста , спасающей кошку из - под колес

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=