Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 106 новых , ожидание конца военных действий и перехода к мирной жизни , жизни спасенных бойцами детей – такова тональность тех не слишком многочисленных мест в учебнике , где имеются отсылки к военной теме . Отсутствие даже в визуальном ряду изображения активных боевых действий , в отличие от визуального ряда букварей , говорит о многом в позиции составителей первой книги для послебукварного чтения . Учебник предпоследнего года войны не принимает позиции усиления воинственности взрослых акцентуированием темы войны в детско - взрослой аудитории потребителей букварей . Наоборот , он стремится во многом облегчить сознание своих читателей , их внутреннее напряжение , укрепить их психологическое состояние картинами фольклорной атмосферы мирной сельской , более или менее сытой жизни , народной в своем наиболее устойчивом варианте , связь с которой утишит и порадует и детей , и взрослых . Проблемы , с которыми нужно уметь справляться ( и учебник этому учит ) – проблемы отнюдь не уровня общегосударственного и партийного соответствия народа обязательному героизму , но проблемы повседневного существования , показ спокойных и человеческих путей решения которых составляет одну из важных особенностей концепции учебника Соловьевой , выпущенного в 1944 году и затем из года все более и более возвращаемого , « прививаемого » к общему , « большому воспитательному дискурсу » советской официальной педагогики второй половины 1940- х годов [ Комментарий 19]. Заключение . Опрокинутый в войну мир . 1948 год – последний , когда воспроизводится порожденная тяготами жизни концепция рустизации , любования сельским как наиболее устойчивым к бедам военной жизни . Этот стиль пособий 1944-1948 годов со всеми его атрибутами – от любви к « буренушке » до удали косарей во время жатвы – был предложен Е . Е . Соловьевой в качестве альтернативы накопившейся от войны усталости . Не мир детской игры , не просто центрация на семейности , но центрация на сельских радостях , мире , где есть еда и можно выживать , где есть тепло общежития , добрых отношений в семье и колхозе , вообще в мире природы , домашних животных , близкой людям школы и общего дела , не затмевающего нужды каждого и дающего каждому силы , – таков мир первой книги для чтения данных лет . К миру традиции , миру села воззвали в трудное время – для психотерапии как детей , так и взрослых в « нулевые годы » для России , для диссассоциации от войны , если не метапозиционирования , то , по крайней мере , отделения себя от военного прошлого , переключения [ Комментарий 20]. Речь впервые зашла прежде всего о человеке , окружающей его природе , животном мире и общей красоте бытия , а не о строительстве нового ( для Соловьевой , по - видимому , читай = городского ) мира советских людей . Как и когда миновала опасность « человеческого провала », когда власть укрепилась в первые послевоенные годы – такая концепция была ликвидирована , гуманистические « перекосы » в составе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=