Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 105 вообще идет как намек на нее – через формально , как бы абстрактно показанную безотцовщину и заявленную необходимость справляться с повседневностью самостоятельно : « Муре восемь лет . У нее брат – Тосик . Мама ушла . Она уходит на весь день на службу . Папы давно нет . Он умер . Долго тянется время без мамы » ( В . Инбер , РР 1944, 33) [ Комментарий 17]. Попутно детей обучают вести себя правильно (= незаметно ) в условиях многонаселенной коммунальной квартиры . Помимо безотцовщины и перенаселенности ( скученности ) учебник приучает сносить и голод , решая эту проблему также в семейной обстановке . Неравный вклад членов семьи в общую заботу о пропитании , и , несмотря на это , возможность существовать лишь сообща , не нарушая установленных правил взаимодействия , четко прописаны в ряде рассказиков первой части учебника . Воскрешаемые крестьянские мечты об изобилии и верном (= справедливом ) распоряжении едой и взаимопомощью вносят в учебник своеобразную задушевную нотку . Рис .3. Соловьева . Родная речь . 1944. С .51 Первые 57 страниц учебника вообще свободны от явной военной темы . Но и когда она появляется , то звучит неожиданно мирно : речь идет о переписке потерявшей отца и мать девочки с бойцами на фронте , которые в коммуникации с нею исполняют роль ее родителей ( РР 1944, 58). В данном учебнике нет ни описаний боевых действий ( кроме как разведчиков ), ни казней героев , ни работы детей и подростков на военных заводах в тылу , как мы видим в аналогичном учебнике , составленном в 1946 году для сельских школ [6, c.47-49, 55-56 и др .] [ Комментарий 18]. Воссоединение потерявшихся членов семьи ( следующий рассказ на стр . 59), нахождение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=