Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 104 1916: «[ К рисунку девочки , везущей плоды на игрушечной тележке :] А я осень . Я пришла – и плодовые деревья украсились спелыми яблоками , грушами , сливами . Созрел виноград . Вот детям - то раздолье ! Я раскрашиваю листья на деревьях в красные и желтые цвета . Я тороплю птичек улетать в теплые края , потому что знаю , что за мной идет зима .» 1944: « И вот мы опять в том же лесу . Не узнаешь его . В третий раз он иной . Теперь он весь расписной : золотые берёзы , пёстрые клёны , красные осины . Цветов мало . Они без запаха . Исчезли бабочки , жучки . И прежних птиц нет . Одна ворона каркает , да свистит синичка ». Учебники 1930- х , да и 1920- х гг . не знали такого синтетического описания времен года , размещенного в начале учебной книги ( иногда последовательное описание сезонов встречалось , но в иной стилистике [ загадок « когда это бывает ?»], не похожей ни на стиль 1916, ни на стиль 1944, явно , хотя и видоизмененно , без центрации на детском « я », воспроизводящий именно издание 1916 в версии « мы »). Книги для чтения 1920- х годов начинались с темы « Школа », настраивающей на обучение , на поход в школу за идеологией и навыками чтения , письма и счета . Книги 1930- х годов начинались с природы зимой , изображали катающихся у школы на санках детей , поскольку в первом классе к этим пособиям переходили после букваря именно зимой . Учебник 1944 года берет идею « образа всех сезонов » из дореволюционного опыта , переиначивая ее на свой лад , убирая фигуру ребенка - индивида , приспосабливая стилистику текста и визуала к изданию в совсем условиях коллективистской идеологии , условиях борьбы соцреализма с прорастающими сквозь асфальт режима прежними стилями и словарями . « Хорошо забытое старое » 1910- х гг . позволило предложить « новый подход » к вступлению в книгу для чтения . Однако данный вариант не прижился , и в учебнике 1945 года мы уже не видим разворота с лесным трехсезоньем . Нас встречает « Наступление зимы », стихотворение И . З . Сурикова (1841-1880), воспевателя природы и сельского крестьянского быта как бы народным голосом , который с этого времени будет становиться все более и более популярным в начальных учебниках по чтению . Пособие 1944 года начинает с осени и вместе с картинами природы вводит детей в круг их жизни , состоящий из игр , заботы о природе , заботы о друг друге , коллективе , школе и социуме в целом . Рассказы о поведении зверей в сказках дают им примеры социального и асоциального поведения , одобряемого либо приносящего неприятности самому деятелю . Важной темой заявлена тема семьи , заботы о ее членах и о тех , кто так или иначе вовлечен или вовлекается в ее орбиту . Ослушаться непродуктивно и опасно . Тему войны составители вводят постепенно , обращая , прежде всего , внимание на сопутствующие ей изменения в быту , а не на собственно военные действия , как сделано в рассмотренных выше букварях . Первая нота

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=