Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 103 изданиях 1944-1947 годов позволяло учителям к каждому тексту относится как к самоценному и особенному . Концепция книг для чтения 1944-1948 годов . На сколько было возможно и допустимо , учебник 1944 года стремился отойти от своих непосредственных предшественников 1930- х гг . Он обращается , как мы уже подчеркнули , к 1920- м , а иногда – даже и к 1910- м годам . От 1930- х взята возможность начинать учебник для 1 класса не с идеологических текстов , а с посвящений природе , ее сезонным особенностям и забавам . Е . Е . Соловьева уходит от своего же « Сборника рассказов и стихотворений », начинавшегося « Песней о родине » и « Песней о Сталине », использует принцип « Книги для чтения » Е . Я . Фортунатовой с первыми послебукварными текстами « Зима настала » и « Шапка ». Первыми текстами « Родной речи » стали « За весной , красой природы » А . С . Пушкина и « Журавли » М . Ю . Конопницкой (1842-1910). Сбор яблок в колхозном саду и призыв К . Д . Ушинского собираться в школу переходят далее в аллюзию на учебник для первого чтения , подготовленный Е . Е . Соловьевой еще в 1916 году , когда « Русская грамота : чтение после азбуки » в четвертом , значительно переработанном издании , начиналась с « Времен года », текста , где весна , лето , осень и зима символически представали в образе детей , заботящихся о природе , правильном ходе времени распределении людских забот , детской учебе , играх и « раздолье » (1916, 3-5). Такой же ход применен в учебнике 1944 года , только детские символы сезонов заменены коллективными и , пожалуй , более прагматичными походами в « лес прежде , теперь и потом ». Даны описания леса весной , летом и осенью ( почему - то выпущена зима ). В этих описаниях сквозят следы прежнего поэтизирующего природу стиля , но они прячутся , перемежаются с иным ощущением , внесенным взрослой серьезностью советского мира , смотрящего на детей как на маленьких взрослых и призывающего их вырастать нужным и наиболее прямым путем к четким строителям будущего коммунизма . 1916: «[ От имени нарисованной девочки с лейкой :] Я весна . Я принесла цветы , зеленую травку , птичек , бабочек , голубое небо , солнечное сияние , тепло и радость . Кто не любит меня ?» 1944: « Вот он – наш лес на горе . Мы ходили туда весной . И был лес нежнозеленый . Там мы рвали первые цветы . Слушали первые песни птиц .» 1916: «[ От имени босой девочки с граблями :] Меня зовут летом . Когда я прихожу , птички уже кончают вить свои гнезда ; в полях , на лугах , в садах все цветет , зреет и спеет . Дети кончают учиться и рвутся в поля и леса . Для крестьянина же настает время самого тяжелого , упорного труда .» 1944: «[ По поводу рисунка лесного пейзажа :] Это тот же самый лес . Теперь он тёмнозелёный . В нем мы собирали плоды , грибы . Прятались в густых кустах , плели пёстрые венки . Видели много птиц . Ловили разных жучков . Было в лесу шумно , весело .»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=