Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 102 окончательно побеждающего в войне и потому нуждающегося в иных учебниках , поддерживавших и направлявших « идеологию корней » ради обретения людьми новых внутренних сил . Новые пособия Евгении Егоровны стремились сыграть роль живого моста между несколькими педагогическими эпохами . Потеряв к тому времени на войне единственного сына , будучи серьезно больна физически , она и в последний период своей жизни отдавала себя работе , формируя литературно - дидактический канон для тылового и только - только , чуть - чуть начинавшего выходить из войны общества . Этот канон сильно отличался от довоенного , применявшегося и в первые годы войны . Под одной теперь обложкой « Родной речи » для 1 класса собрано 263 текста . В базовом учебнике предыдущего времени было 137 текстов . В переломный для уставшей от войны страны 1943 год Соловьева предлагает насыщение учебника фольклором и по преимуществу досоветской классикой , включает в состав пособия даже два немецких ( Гримм ), два шотландских ( Роберт Стивенсон ), один польский ( Мария Конопницкая ) и один американский ( сказка ) тексты . Остальные – примерно поровну произведения российских и советских писателей [ Комментарий 14]. В дальнейшем число текстов последовательно уменьшается за счет сокращения дореволюционных авторов , добавления авторов советских , сужения разнообразия авторских имен и введения в учебник дидактических статей о полезном назначении тех или иных предметов и явлений . В 1948 году вводится разбивка текстов учебника на темы , в оглавлении появляется акцентуация на времена года , школу , семью , ленинские дни , город , пищу и гигену , домашних и диких животных . Всего 219 текстами завершается в 1948 году первый этап существования данного учебника [ Комментарий 15]. Концепция издания была кардинально изменена при подготовке учебника 1949 года , выполненного уже без основателя коллектива авторов , но с сохранением ее имени на обложке . Учебник 1949 года стал образцовым учебником тоталитарного послевоенного советского режима ; канон текстов приобрел звеняще - требовательную идеологическую « железобетонную прозрачность » и выверенность , уже совсем мало связанную с литературными достоинствами многих помещенных в учебник текстов , тематика разделов стала более императивной (« Будешь чистым – будешь здоровым » вместо « Пища и гигиена ») [ Комментарий 16]. Почти ни одного шага в сторону художественности и простой человечности . Расширен и представлен как особая тема раздел « Советская армия », в 1944- 1947 годах издания в книге отсутствовавший и лишь факультативно появившийся как подраздел в 1948 году в качестве материала к празднованию Дня армии . До « переработки 1949» пособия Соловьевой для 1 класса , при всех урезаниях состава учебника и внесения в него пропагандистски важных подтем , воплощали концепцию , если не противоположную букварям , то во многом с ними не совместимую . Отсутствие тематической разбивки в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=