Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 101 Родная речь образца 1944 года На фоне десятилетия развертывавшегося в СССР с середины 1930- х пропагандистского дискурса о Родине , безудержного патриотизма , идеи « родной страны », лозунгов о величии родного (= русского ) языке и великого русского народа возвращение к названию « Родная речь », не употреблявшемуся в школьной учебной литературе с 1915, а в начальной школе , по - видимому , с 1904 г . [ Комментарий 12], выглядело и символично , и значимо , соединяя интенцию Соловьевой « уйти » в народное прошлое , к фольклорным истокам с « магией тутошнего момента ». Во второй половине 1930- х гг . интернациональный дискурс власти 1920- х преобразуется в национал - большевизм осажденной крепости социализма , которую , по обновленной официальной версии , издревле защищал и удерживал « великий русский народ », продвигая « всю необъятную страну » в светлое будущее [ Комментарий 13]. Поэтому в 1943-1944 годах , в контексте обеления и акцентуирования памяти о победах русских царей и полководцев прошлых столетий , по - видимому , вполне закономерным предстало возвращение к досоветскому названию « Родная речь ». Конечно , во многом лишь только к названию , поскольку содержание пособия с таким титулом формировалось уже по иным критериям , нежели в 1900- е гг . Мотив « родного » теперь использован в контексте неразрывной пары словосочетаний « родная советская страна » и « великий русский народ », желание служить которым на поле боя ради победы должны были разделять и дети , и взрослые . « Оповседнизация », фольклоризация и архаизация языка учебника для чтения была связана не только с его « очеловечиванием » ради душевной терапии затронутых войной и надорванных душ , но и с « почвенизацией » этноистории боевых подвигов « великого русского народа », ставшей теперь наряду с религиозными послаблениями источником для пропаганды в адрес и солдат , и работников тыла – среди последних учителей и родителей обучавшихся в первых классах школьников 1940 х годов [36, c. 114 и далее ]. Последовавшая затем борьба с космополитизмом явилась логическим продолжением такой « патриотической работы ». « Отогревание » патриотизма проводилось в том числе посредством вызывания и легитимации восходящих к дореволюционному давнему прошлому архаизмов , « милых сердцу русского человека » ( А . Чивилихин , 1950). Сходство с этим общим процессом мы наблюдаем и в учебниках для первого класса школы , издававшихся с 1944 по 1948 год . Переходя к детальному рассмотрению содержания « Родной речи » для 1 класса , мы , однако , увидим более пестрое смешение досоветских и разных советских пластов литературно - дидактического канона , воплощавшихся в более чем сорокалетнем педагогическом опыте и профессиональной памяти Е . Е . Соловьевой . Они были извлечены оттуда для построения нового учебника новой эпохи , общества , с большим напряжением и еще не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=