Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (16) 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4, декабрь 2015 г . 100 Евгения Егоровна решает проблему следующим образом . За основу первой версии « Родной речи », рекомендованной в 1-2 классах общеобразовательных школ для 1944-45 учебного года ( затем добавились учебники для 3 и 4 классов ), Соловьева выбирает корпус текстов , отработанный ею и коллегами для « Новой деревни » 1920- х годов , привлекая как собственные наработки 1910- х , дореволюционных лет , так и опыт учебника Е . Я . Фортунатовой 1930- х годов . На тот момент учебник Фортунатовой уже доказал властям ( хотя и не на очень долго , до 1949 года , когда пришедший ему на смену учебник Соловьевой был кардинально переработан ), что учебник первого класса следует начинать с простых и близких детям текстов , « прививая » взрослую общегосударственную идеологию не форсированно , а постепенно , соблюдая своего рода « мораторий » на превышение степени политической серьезности [ Комментарий 11]. Хронологически предшествующий 1940- м годам этап собственного творчества 1930- х принимается во внимание Е . Е . Соловьевой в гораздо меньшей степени . Мы видим попытку уйти от самой себя сегодняшней в саму себя прошлых лет , еще не знавших ни сталинской индустриализации , начатой в 1928 г . первым пятилетним планом , ни культурной революции , прошедшей в те же 1928-1932 годы . Личностный опыт первых военных лет пробуждает терапевтическую потребность спуститься в более давнее биографическое прошлое . Трудно сказать , насколько сознательным был такой уход в опыт первой половины 1920- х ( а кое в чем и 1910- х ) вполне пробольшевистски настроенной Е . Е . Соловьевой , или он был « на поверхности » связан с использованием задела , уже один раз принесшего автору - составителю победу и популярность , но в тематическом спектре и составе текстов первого издания « Родной речи » для 1 класса (1944) явно слышатся голоса « Новой деревни : книги для чтения в I группе сельской школы » 1925-1928 годов и « Русской грамоты . Чтения после азбуки » 1916 года . Налицо попытка уйти в относительно беспроблемные годы , найти в них психологическую опору для выживания в бесконечно длящуюся эпоху трудностей . Попытка , которой неосознанно ждали не только обычные взрослые и дети , но даже цензоры , пропустившие издания 1944 и 1945 годов в печать . Взятый за основу учебник для сельских школ периода до коллективизации (« Новая деревня » начала 1920- х гг .) обусловил некоторые базовые характерные черты учебника 1944 года , которые просуществовали недолго , будучи постепенно заменены к шестому изданию 1949 года вполне официальными текстами послевоенного советского общества , с которыми учебник Соловьевой прожил до 1969 года . Мы можем только предполагать , что Евгения Егоровна успела увидеть и дать добро на верстку второго издания 1945 года , поскольку в этом же году на 76 году жизни ее внезапно не стало .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=