Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 98 способности человека наиболее адекватно реагировать на эмоциональные пе- реживания другого. Наиболее негативно на характеристиках среды сказываются такие каче- ства учителя, как психологическое давление, напряженность, агрессивность, авторитаризм, раздражительность, ригидность, жесткое ролевое поведение, категоричность, тревожность. Собственные наблюдения и результаты диагностики показали будущим учителям, что особое внимание необходимо уделить школьникам, имеющим низкий социометрический статус в группе, а также ограничения в состоянии физического и психического здоровья. Именно эта категория детей может оказаться «жертвой» в ситуации школьного насилия. Развитию толерантности, гибкости будущего учителя способствовало моделирование педагогических ситуаций, включение в образовательный про- цесс сюжетно-ролевых и деловых игр. Игровые технологии наиболее адек- ватны специфике студенческого возраста, ориентации молодых людей на са- мостоятельность, инициативность, креативность, критичность, автономность. В процессе изучения общей, социальной, педагогической, специальной пси- хологии, а также конфликтологии разнопланово использовалось игровое мо- делирование. Проигрывание педагогических ситуаций помогало студентам оценить способы общения с детьми, которые нуждаются в индивидуальной поддержке (тревожные, замкнутые, неуспевающие в учебе, агрессивные, школьники с особыми образовательными потребностями). Анализ профес- сиональных ситуаций, проведение групповых дискуссий, ролевых игр помог- ли будущим учителям осмыслить собственные нежелательные действия, оце- нить влияние на детей своих негативных эмоциональных состояний. Особое внимание уделялось отработке у студентов в коммуникативных ситуациях приемов «активного слушания» и техники «Я-сообщений», продуктивных способов замечаний. На семинарских занятиях по курсу «Конфликтология» студентам предлагалось также вспомнить и проиграть свои собственные школьные конфликты, которые возникали у них в учебной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми. Доброжелательная атмосфера заня- тий, обстановка защищенности, доверия и принятия каждого, применение игровой символики и атрибутики, включение элементов тренинга способст- вовали развитию проективных, коммуникативных, конфликтологических, прогностических компетенций будущих педагогов. Существенна роль игры в развитии способности будущих учителей к саморегуляции, волевому управ- лению своим психическим состоянием, в формировании сдержанности, эмо- циональной стабильности – компетенций, без которых сложно проектировать психологически безопасную школьную среду. Опыт, полученный студентами в процессе изучения психологических дисциплин, переносится в квазипрофес- сиональную деятельность в ходе производственной практики. Игровой опыт помогал студентам освоить модели поведения, связанные с сокращением дис-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=