Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 97 – критичность, креативность, автономность,самостоятельность учащихся; – готовность школьника отстаивать свое мнение, открыто выражать соб- ственную позицию; – высокая степень удовлетворенности детей условиями школьной среды; – низкий уровень ситуативной тревожности. Проектирование среды – это целенаправленная деятельность учителя по определению вариантов развития и целенаправленного изменения образова- тельного пространства класса. В проектной деятельности принято выделять следующие этапы: – диагностико-прогностический (диагностика исходного состояния обра- зовательной среды, определение потенциала развития); – выбор и обоснование оптимальных технологий, форм, методов проек- тирования; – непосредственная подготовка к реализации выбранных способов по- вышения психологической безопасности; – реализация намеченной программы; – экспертно-оценочный этап. Студенты убеждаются, что проектирование гетерогенной образователь- ной среды начинается с диагностики, с выяснения исходного уровня психиче- ского и физического состояния детей, степени их обученности, особенностей мотивации, статуса ребенка в группе. Учитывая значимость диагностических компетенций в подготовке буду- щего учителя к проектированию психологически безопасной среды, мы раз- работали задания для студентов по самодиагностике, взаимодиагностике, ин- терпретации результатов использования диагностического инструментария на производственной практике, анализу возможных причин девиантного пове- дения детей. В период педагогической практики студенты применяли мето- дики, позволяющие оценить степень психологической безопасности школь- ной среды конкретной образовательной организации. Личность учителя является ключевой фигурой в создании психологиче- ской защищенности детей. В число значимых профессиональных характери- стик учителя, необходимых для эффективного проектирования психологиче- ски безопасной среды, входят гуманистическая направленность личности, гибкость, вариативность, рефлексия, педагогический оптимизм, эмоциональ- ная стабильность, способность к саморегуляции. Психологически компетент- ный учитель несет ответственность за самочувствие ребенка в школе, за пре- дупреждение его личностных деформаций, за сохранение его психического здоровья, за реализацию потенциальных возможностей. Важнейшим профес- сиональным качеством, обеспечивающим психологический комфорт школьника, особенно в гетерогенной среде, является толерантность учителя. Для психоло- гической защищенности ребенка очевидна также значимость эмпатии как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=