Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 96 интеллектуализации, регрессии. Более продуктивными способами реакции личности являются копинг-стратегии, однако ими владеет незначительное число субъектов, в отличие от психологических защит они требуют опреде- ленных усилий личности: осмысления и анализа ситуации, контроля и преоб- разования. Принято различать поведенческие, когнитивные и эмоциональные копинг-стратегии. Особую актуальность проблема проектирования психологически безо- пасной образовательной среды приобрела после утверждения профессио- нального стандарта «Педагог». Стандарт утверждает, что учитель должен обладать компетенцией, необходимой для создания, обеспечения, проектиро- вания психологически безопасной среды класса. Психологическая безопасность личности рассматривается как специфи- ческое эмоциональное состояние, связанное с переживаниями чувства бла- гополучия, комфорта, защищенности, с отсутствием страха, тревожности, стрессов. Психологическую безопасность целесообразно рассматривать как переживание ребенком спокойствия и уверенности, возникающих в результа- те его взаимодействия с конкретным учителем. Психологически безопасная среда свободна от насилия и давления, по- зволяет удовлетворить потребность ребенка в доверительном общении, обес- печивает его эффективное личностное развитие. Психологическая безопас- ность образовательной среды для учителя является необходимым условием безопасности образовательной среды для учеников. Профессиональная подготовка студентов в педагогических университе- тах сегодня призвана учитывать всю глубину и неоднозначность процессов трансформации образовательного пространства школ. Эффективный учитель должен не только знать основные индикаторы психологически безопасной среды, но и уметь проектировать пространство, отвечающее характеристикам безопасности. Для проектной деятельности будущих учителей, направленной на создание психологически безопасной среды, важно сформировать у них ди- агностическую, конфликтологическую, коммуникативную, прогностическую, психотерапевтическую компетенции. Подготовка будущих бакалавров и магистров образования к проектиро- ванию психологически безопасной образовательной среды осуществляется в процессе изучения педагогической, возрастной, социальной, специальной психологии, педагогики, конфликтологии, разнообразных элективных курсов «Проектирование психологически безопасной образовательной среды», «Пси- хология инклюзивного образования». Так, студенты рассматривают основные индикаторы психологически безопасной школьной среды: – позитивное самочувствие ребенка в учебном процессе; – отсутствие у школьников страха перед учителями; – доверительные отношения ребенка и педагога; – готовность детей задавать учителям вопросы;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=