Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 94 И. Л. Федотенко, И. А. Югфельд Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В статье показана актуальность создания психологически безопасной обра- зовательной среды, обоснованы индикаторы безопасности. Рассматриваются эта- пы проектной деятельности педагога и средства формирования у бакалавров об- разования готовности к проектированию безопасного пространства класса. Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, индикаторы безопасности, проектирование, этапы проектной деятельности. I. L. Fedotenko, I. A. Yugfeld TSPU (Tula, Russia) DESIGN OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT PSYCHOLOGICAL SAFETY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM The article shows the urgency of creating psychologically safe learning environment, justifies security indicators. The author considers the stages of the teacher’s project activity and the means of formation of the undergraduate’s education preparedness to designing a safe space of a class. Keywords: psychological safety, learning environment, security indicators, designing, stages of project activities. На личностное развитие человека на протяжении всей его жизни влияет среда, однако наиболее значимое и доминирующее воздействие на личность включенных в нее субъектов среда оказывает в период школьного обучения. Л. С. Выготский подчеркивал, что «влияние среды на развитие ребенка будет измеряться и степенью понимания, осознания, осмысления того, что проис- ходит в среде». Анализ исследований в области гуманистической психологии убеждает, что полноценное развитие личности предполагает, прежде всего, удовлетворение ее потребности в безопасности. Только в этом случае лично- стные ресурсы будут направлены на собственное развитие, а не на защиту от субъективно воспринимаемой возможной угрозы. В спектре проблем современной школы снижение уровня психического насилия, формирование безопасной среды класса занимает особое место. Об- разовательное пространство – наименее защищенная сфера жизни детей и пе- дагогов, для которой характерно физическое и психическое насилие, принуж- дение, давление, унижение, оскорбление личности. Состояние современной школьной среды вызывает серьезную тревогу учителей, психологов, родите- лей, их не может не волновать рост школьного насилия, жестокости, угроз,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=