Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 92 Казалось бы, есть основания, чтобы обвинить преподавателей в некото- рой предвзятости. Но не дают ли сами студенты повода для формирования мнения о том, что обучение в вузе не входит в число их приоритетов? В бесе- де с коллегами мы выяснили, что подобное восприятие сложилось неслучай- но: пропуски занятий, пассивность и необязательность, отсутствие интереса, низкая познавательная активность студентов формируют такое впечатление. Сегодня многие преподаватели вузов сталкиваются с явлением, которое мы назвали симптомом утраченной активности. Нельзя не заметить, что про- исходит поляризация студентов на пассивных, немотивированных, инертных, индифферентных к своему профессиональному и личностному росту (а, сле- довательно, и неориентированных на развитие своих будущих учеников, невосприимчивых к идеям развивающего образования); и на студентов ак- тивных, амбициозных, нацеленных на успешную личностную и профессио- нальную самореализацию, мотивированных на эффективную профессиональ- ную деятельность. К сожалению, в силу экономических и социальных причин в школу довольно часто приходят работать студенты первого типа. Проанализировав записи в журналах тех студенческих групп, в которых проводилось анкетирование, мы пришли к выводу, что в дни обследования в группах отсутствовала часть студентов, к которым применимы характери- стики «пассивный», «необязательный» и др. Что и объясняет довольно благо- стную картину, ведь присутствующие на занятиях действительно стремятся к академической успешности. Изучение целевых установок мы продолжили, предложив студентам от- ветить на вопрос: планируют ли они продолжить учебу по окончании бака- лавриата? Положительно ответили 53 % опрошенных студентов; еще не оп- ределились с таким решением 28 %; учеба не входит в планы 19 % студентов. Существует ли корреляция между ответами студентов и их академической успешностью, мы установить не можем, поскольку анкетирование было ано- нимным. Но определенная тенденция просматривается: выделилась некая группа респондентов (приблизительно от 60 до 70 % из числа опрошенных), для которых обучение в вузе непосредственно связывается с личностным и профессиональным развитием, с будущей карьерой и сегодняшней акаде- мической успешностью. В этом смысле можно констатировать полное совпа- дение целевых установок преподавателей и студентов. К сожалению, обнару- жилась группа студентов – по нашим данным около 20 %, целевые установки которых имеют вектор, несовпадающий с установками большинства студен- тов и преподавателей. При более детальном изучении анкетного материала выяснилось, что чаще всего это первокурсники. Мы не ставили задачу про- следить, каким образом меняются целевые установки студентов по мере их продвижения от курса к курсу. Это проблема заслуживает отдельного иссле- дования. Но то обстоятельство, что размытые целевые установки мы фик- сировали чаще у первокурсников, позволяет сделать предположение, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=