Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 90 шении выборы и по убывающим значениям). Когда мы усложнили задачу, ог- раничив выбор ответов, и предложили назвать только три позиции из числа предложенных, то получили результаты, свидетельствующие о максимальном сближении мнений: преподаватели назвали здоровье, хорошее образование, брак; студенты – здоровье, карьеру, хорошее образование. Две из трех пози- ций вошли в число наиболее важных жизненных целей как у преподавателей, так и у студентов. Но как только мы перешли к анализу другой части анкет, где студенты отвечали на вопросы с позиции преподавателя, а преподаватели представляли ситуацию с позиций студента, идиллия разрушилась. Обрабатывая данные анкет «от другого лица», мы убедились, что препода- ватели часто неоправданно скептически воспринимают студентов. Отвечая на вопрос (от лица студентов), в чем те видят главную цель учебной деятельности, 64 % преподавателей выбрали ответ получить диплом о высшем образовании. 18 % преподавателей считают, что студенты приходят в университет для обще- ния с однокурсниками. И только 17 % полагают, что личностное и профессио- нальное развитие составляет главную цель учебной деятельности студентов. Пытаясь взглянуть на жизненные цели глазами студентов, преподавате- ли решили, что это, во-первых, карьера, замужество/женитьба, деньги ; во-вторых, путешествия и развлечения , автомобиль, квартира. В ситуации ограниченного выбора предполагаемые цели сузились до денег, брака, карьеры и друзей. Следует признать, что преподаватели несправедливо приписывают студентам упрощенный взгляд на жизненные ценности и ад- ресуют им потребительские ориентиры. Студенты в большинстве своем выбирают то, что обеспечивает им жизненный успех – здоровье, карьеру, хорошее образование. «Как аукнется, так и откликнется», – говорит народная мудрость. Мы в глазах студентов выглядим не лучше. В их представлении мы, препода- ватели, ходим на работу, чтобы удовлетворить свои научные интересы , так полагает 51 % опрошенных, обвиняя нас тем самым в некотором профессио- нальном эгоизме. 18 % студентов считают, что главная цель профессиональ- ной деятельности преподавателя – в общении со студентами , а 31 % студен- тов видит цель в личностной самореализации . Как видим, в глазах студентов мы – самодостаточные, зацикленные на своей науке люди. В круг наших жизненных целей, по мнению студентов, входит карьера и здоровье (28 % выборов), хорошее образование (22 % выбора), брак, деньги, друзья, хобби (от 14 до 11 % выборов). Нас практически не интересуют стильные вещи, квартира и автомобили (только 4 % выбора). В ситуации ог- раниченного выбора студенты оставляют нам здоровье, карьеру, хорошее об- разование. Практически предложив нам те же самые цели, которые входят в число их приоритетных целей, сказав нам: «Вы и мы одной крови!», они преподали своим педагогам урок доверия и понимания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=