Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 89 Благодаря такому построению опроса мы получаем информацию, кото- рая позволяет изучить то, как преподаватели и студенты воспринимают друг друга, не искажено ли это восприятие какими-либо штампами и предвзятыми мнениями, в какой степени они понимают друг друга? Для педагогического взаимодействия это особенно важно: для педагога быть понятым – значит быть услышанным своими учениками. А для студента ситуация понимания – условие личностного развития. Итак, диагностика целевых установок давала возможность определить, в чем видятся преподавателям и студентам цели их деятельности (учебной и преподавательской); в какой степени они совпадают (или не совпадают); какие цели педагоги и учащиеся «предписывают» друг другу, то есть в какой степени их взаимодействие эмпатийно. Результаты анкетирования показали, что 74 % студентов цель учебной деятельности видят в личностном и профессиональном развитии , для 26 % опрошенных цель – в получении диплома о высшем образовании . Преподава- тели в качестве цели профессиональной деятельности назвали удовлетворе- ние научных интересов (9 %), общение со студентами (17 %), личностную самореализацию (52 %), подготовку компетентного учителя (22 %). Несмот- ря на разброс мнений преподавателей, можно отметить одну особенность: большинство их них формулируют цели своей деятельности в контексте взаимодействия со студентами. Что позволяет говорить о близости целей, по- скольку для значительного процента студентов и преподавателей они видятся в личностном росте и качественном выполнении своей деятельности. Нам также представлялось важным выяснить, какие жизненные цели ставят перед собой преподаватели и студенты. Для решения данной задачи – изучения содержания целей мы обратились к понятию «целевой объект». «Термин “целевой объект” не вполне синонимичен термину “цель”. Он пред- назначен для случаев, когда имеется ряд промежуточных целей в сложной за- даче, и используется для обозначения заключительной, окончательной цели в последовательности» [2, с. 457]. Целевой объект мы смоделировали при помощи набора слов, отража ю- щих устремления, желания, стимулы, мечты: карьера, семья (замужест- во/женитьба), здоровье, друзья, путешествия и развлечения, хобби, деньги, красивые и стильные вещи, автомобиль, квартира, хороше е образование . Респондентам предлагалось выбрать из перечня явлений и вещей те, кот о- рые имеют отношение к их жизненным целям. Количество выборов не огр а- ничивалось. Мы обнаружили удивительное согласие мнений преподавателей и сту- дентов. Жизненные цели преподавателей включают: здоровье, хорошее обра- зование, карьеру, семью, друзей. У студентов модель их целевого объекта включает здоровье, карьеру, хорошее образование, замужество/женитьбу, друзей, квартиру, деньги. (Называем только существенные в числовом отно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=