Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 88 тельное пространство вуза; что оно аккумулировало и предлагает молодому человеку в качестве предмета интериоризации? При организации исследования мы обратились к опыту проведения экс- пертиз образовательной среды, представленному в работах В. И. Панова [1]. В основе экспертизы образовательной среды – рефлексия дидактических и психологических оснований ее построения. Диагностику образовательной среды ученый предлагает проводить по следующим параметрам: выявление внутренних целевых установок; характеристика средств, с помощью которых достигаются образовательные результаты; и оценка самих результатов. Про- грамма нашего исследования охватывает все перечисленные аспекты. В дан- ной статье представлены результаты исследования внутренних целевых установок субъектов образовательного процесса. Для их изучения мы использо- вали метод перекрестного анкетирования, цель которого заключалась в том, чтобы выявить степень соответствий или рассогласований позиций преподава- телей и студентов и сделать срез осознаваемых и скрытых целевых установок. В совместной образовательной деятельности, где в качестве ее субъектов выступают преподаватель и студент, наличие рядоположенных, разделяемых целей – крайне важное условие, которое определяет качество этой деятельно- сти. Кроме того, цель, обладая детерминирующей силой, способна задавать вектор действиям и определять интенсивность усилий, предпринимаемых студентами и педагогами в достижении целей. В исследовании на разных его этапах принимали участие студенты младших и старших курсов бакалавриата и специалитета (83 человека), а так- же студенты заочного отделения (34 человека). В ходе исследования было изучено мнение 32 преподавателей разных кафедр Тульского государственно- го педагогического университета им. Л. Н. Толстого. Следует подробнее остановиться на технологии проведения опроса и по- яснить, почему был выбран метод перекрестного анкетирования, какие плюсы мы в нем видели. Основное отличие перекрестного анкетирования от стан- дартного метода опроса состоит в том, что все респонденты (студенты и пре- подаватели) получали два бланка анкеты: один бланк они заполняли от своего лица, а второй от предполагаемого «другого». Смысл перекрестного анкети- рования в том, что одна и та же реальность оценивается дважды: сначала от своего лица, а затем «от другого лица» через отождествление себя с другим человеком. То есть в одном случае респондент выступает как субъект, как но- ситель собственных оценок и мнений, а в другом– как субъект, отражающий свои впечатления, ощущения, переживания по поводу другого. Если использо- вать терминологию К. С. Станиславского, в одном случае это субъект как он есть, а в другом – тот же субъект, но в предлагаемых обстоятельствах. И в этом случае в его высказываниях и суждениях присутствует не он сам, а его опыт общения, субъективные восприятия того«другого», от лица которого заполня- ется анкета (именно эта информация и представляет особую ценность).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=