Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 85 III этап − юношеский возраст в период обучения в старшей школе – ста- дия готовности к осознанному и самостоятельному выбору профессии. ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ IV этап – возраст молодости, профессионального обучения – стадия са- моопределения. ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ V этап – возраст профессиональной молодости, первые годы трудовой деятельности – стадия личностно-профессионального самоопределения; VI этап – возраст профессиональной взрослости – стадия личностно- профессионального самовыражения; VII этап – возраст профессиональной зрелости – стадия личностно- профессиональной самореализации. Итак, разрабатываемый нами системный личностно-развивающий под- ход обращен к широкому культурному контексту жизнедеятельности совре- менного человека. Он позволяет изучать профессиональную жизнь людей целостно в единстве как личностно-профессионального развития, так и про- фессионального регресса, в единстве как «позитивной» профессиональной эволюции (самоопределение, самовыражение, самореализация), так и «нега- тивной» (профессиональная стагнация, деформации личности, спады, кризы), как «явных» (периоды активной профессиональной деятельности), так и «ла- тентных» фаз (предподготовка к профессии, обучение, переподготовка и т. д.). Теоретико-эмпирическое исследование показало, что в современных ус- ловиях развития общества необходимо целенаправленное личностное и про- фессиональное развитие человека, в основе которого лежит принцип самораз- вития, позволяющий личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и обусловливающий стратегию инно- вационной деятельности и гуманистического образа жизни. Литература 1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова- Славская. – М.: Мысль, 1991. – [Abul'hanova-Slavskaja, K. A. Strategija zhizni / K. A. Abul'hanova-Slavskaja. – M.: Mysl', 1991. (In Russ.)]. 2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-пресс, 1999. – [Vygotskij, L. S. Pedagogicheskaja psihologija / L. S. Vygotskij. – M.: Pedagogika-press, 1999. (In Russ.)]. 3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – [Leont'ev, A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' / A. N. Leont'ev. – M.: Politizdat, 1975. (In Russ.)]. 4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л. М. Митиной. – М.: Академия, 2005. [Lichnost' i professija: psiho-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=