Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 84 развития, направленной на осуществление выбора стратегии профессиональ- ного развития и профиля обучения в школе. В зависимости от уровня осознанности профессиональных намерений у старшеклассников на профильной ступени обучения с ними проводится спе- циальная психологическая работа по формированию готовности к осознанно- му и самостоятельному выбору профессии, происходит субъективация ново- образования, его превращение в субъектную способность учащегося. Программы личностного и профессионального развития учащихся на на- чальной, средней и старшей ступенях профильной школы реализуются по не- прерывной образовательной траектории. Постепенно изменяются и услож- няются разные виды творческой деятельности учащихся: исследование, конструирование, проектирование и др. Проекты и программы, интегрированные в учебный (и внеучебный) про- цесс школы, позволяют переосмыслить стратегические ориентиры профиль- ного обучения, сделав главной целью развитие субъектности (интегральных личностных характеристик), позволяющей учащимся осуществлять осознан- ный и самостоятельный выбор стратегии жизнедеятельности и профессио- нального пути. Это дает возможность в дальнейшем осуществлять непрерывный про- цесс самопроектирования личности и последовательно переходить с одной стадии психологической перестройки личности на другую: самоопределение, самовыражение, самореализацию. Профессиональная эволюция человека, по нашему мнению, может быть представлена следующим образом: по схеме процесса (как временная после- довательность ступеней, периодов, стадий), по структуре деятельности (как совокупность ее способов и средств, где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию) и – основное – по роду профессио- нального развития-саморазвития (где внутренняя детерминация жизнедея- тельности обусловлена движущими силами, механизмами, факторами, усло- виями). Мы понимаем профессиональное развитие личности как рост, становление, интеграцию и реализацию в деятельности профессионально- значимых качеств и способностей, знаний и умений, но главное – как актив- ное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, при- водящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности. Таким образом, личностно-профессиональное развитие человека на всех этапах его профессиональной эволюции можно представить следующим образом. ПЕРИОД ПРЕДПОДГОТОВКИ I этап – младший школьный возраст, младший подростковый возраст – стадия предрасположенности; II этап – подростковый возраст на ступени обучения, соответствующей основной школе, – стадия профессиональных намерений;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=