Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 83 ты. По данным зарубежных исследователей, у менеджеров стадия стагнации наступает гораздо раньше: через 5−7 лет работы (A. Bandura). Специально разработанная технология профессионального развития личности (конструктивного изменения поведения) [Митина 2008; 2014; 2015] позволяет трансформировать адаптивное поведение человека, напр а- вить его на творческую самореализацию в профессии, стимулиру ет специа- листа к осознанному самоизменению. Технология содержит четыре стадии изменения поведения: подготовку, осознание, переоценку, действие. На к а- ждой стадии происходит преобразование мотивационной, когнитивной, а ф- фективной и поведенческой сфер. Концепция и технология профессионального развития личности изуча- лись под руководством автора в исследованиях сотрудников, аспирантов, докторантов на профессиях как социономического профиля, так и техноно- мического и социотехнического. В исследованиях показано, что модель профессионального развития ха- рактеризует конструктивный путь человека в профессии, путь созидания, на- ращивания своего творческого потенциала, тогда как модель адаптивного функционирования определяет деструктивный путь в профессии, путь стаг- нации и невротизации, путь разрушения, расходования, расхищения своего креативного потенциала и личностных ресурсов. Необходимо отметить, что высокий уровень личностно-профессиональ- ного развития (модель развития) выявлен у незначительного числа обследо- ванных (от 12 до 26 % в зависимости от типа профессии). Как же направить молодого человека по пути развития и самореализации вместо стагнации и саморазрушения? Как помочь ему осуществить выбор развивающей стратегии жизнедеятельности? Начало собственно профессионального обучения (стадия самоопределе- ния) предполагает наличие у молодого человека определенного психологиче- ского, личностного «багажа», обеспечивающего не только правильный выбор профессии (своего дела в жизни), но и постоянное профессиональное разви- тие личности. Такой личностный фундамент должен быть заложен у молодо- го человека на более ранних стадиях онтогенеза в условиях предпрофильного, профильного обучения и даже в начальной школе. В результате реализации разработанных нами программ личностного и профессионального развития у учащихся начальной школы и младших под- ростков формируется такое психологическое новообразование как предрас- положенность, т. е. склонность к чему-либо, к каким-либо видам деятельно- сти, наличие индивидуально-психологических особенностей для развития чего-либо. У старших подростков на предпрофильной ступени обучения фор- мируется профессиональное намерение – комплексное личностное образова- ние, возникающее в результате осознания учащимися необходимости совер- шить определенные действия в соответствии с собственной программой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=