Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 82 в какой-то степени сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. На этой стадии человек соотносит свое поведение с той мотиваци- ей, которую реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общест- венных и внутренних требований. Главным мотивационным фактором при этом является стремление профессионала к более полному проявлению своих возможностей, творческих способностей. На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я» и «высшее Я». Формируется жизненная философия профессио- нала в целом, осознается смысл жизни, общественная ценность его личности. Расширение рамок осознания самого себя, своего места в жизни, своей мис- сии обусловлено высоким уровнем ценностно-смыслового отношения субъ- екта к своей профессии как к чрезвычайно значимой жизненной ценности, как к способу самореализации, дающему возможность осуществить, «выполнить» себя, удовлетворить потребность во всестороннем развитии личности, т. е. потребность реализовать собственное «творческое Я». При адаптивном функционировании – профессиональной инволюции (вторая модель) в самосознании человека доминирует тенденция к подчине- нию профессиональной деятельности внешним обстоятельствам, процессы самоприспособления и подчинения среде берут верх над исходными интере- сами специалиста. Модель отражает несформированные, неразвитые личностные характе- ристики, которые и обусловливают профессиональный регресс, профессио- нальную стагнацию. Динамика профессионального функционирования чело- века проходит три стадии: адаптации, становления и стагнации. На стадии профессиональной адаптации молодой специалист перенима- ет, впитывает, ассимилирует чужой опыт, часто проявляя всеядность и некри- тичность, стремление удовлетворить требования значимой среды. На стадии профессионального становления необходимость приспособле- ния к требованиям руководства и профессионального сообщества вступает в противоречие с выработанным к тому времени специалистом индивидуаль- ным стилем деятельности и общения, профессиональными познаниями, соб- ственными приемами и «техниками». На стадии профессиональной стагнации, когда специалист приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессио- нальной среды и существует за счет достижений прошлого (эксплуатации стереотипов, канонизации и универсализации собственного опыта), возника- ют предпосылки для снижения профессиональной активности и роста, невос- приимчивости к новому, использования своего положения для подавления окружающих. У разных профессиональных групп стадия стагнации наступает в разное время. Так, по нашим данным [Митина 2004; 2014; 2015], у представителей самых массовых профессий (учителей, врачей и др.) – через 10–15 лет рабо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=