Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 81 направлениям: содержательному (разработка обобщающей концепции про- фессионального развития личности); динамическому (вся временная динами- ка профессионального развития человека); технологическому (разработка тех- нологий профессионального развития личности и конструктивного изменения поведения специалиста), институциональному (институты личностно-про- фессионального развития, включая образовательные системы и конкретные социальные группы, характеризующиеся особым типом общности – поли- субъектностью). В результате многолетних теоретико-эмпирических исследований [Ми- тина 2004; 2005; 2014] была разработана концепция профессионального развития личности, в которой рассмотрены: в качестве объекта развития − ин- тегральные характеристики личности (направленность, компетентность, гиб- кость); в качестве фундаментального условия развития − переход на более высокий уровень профессионального самосознания; в качестве его психоло- гического механизма − превращение собственной жизнедеятельности субъек- та в предмет его практического преобразования; в качестве движущих сил − противоречивое единство «Я-действующего», «Я-отраженного» и «Я-твор- ческого»; в качестве результата развития − творческая самореализация в про- фессии, достижение неповторимости личности. В концепции профессионального развития личности выделяются две альтернативные модели (стратегии) профессионального труда: модель про- фессионального развития личности (профессиональной эволюции) и модель адаптивного функционирования (профессиональной инволюции). Данные модели отличаются друг от друга уровнем развития профессионального с а- мосознания и интегральных личностных характеристик (направленности, компетентности, гибкости), а также уровнем рефлексивного ресурса, выпо л- няющего по отношению к разрешению внутриличностных противоречий оп- ределенную функцию: смыслового, регулятивного и патогенного уро вней. В модели профессионального развития (профессиональной эволюции) мы выделяем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию. На стадии самоопределения соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления «Я» и «Другого». Сначала определенное качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на се- бя, и происходит сознательный акт выбора, выявления и утверждения необ- ходимости собственных изменений и преобразований. Это происходит благо- даря особой взаимосвязи с другими людьми, которая характеризуется способностью отождествления себя с другими (возможность брать новое со- держание от других) и обособления себя, своего «Я» (возможность делать данное содержание своим). На стадии самовыражения соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я» и «Я». Профессионал оперирует уже готовыми знаниями о себе,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=