Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 8 требует системного подхода, учитывающего особенности и характер россий- ского менталитета. Многие исследователи, философы и педагоги (В. П. Бес- палько, В. В. Веселова, Б. Л. Вульфсон, Б. С. Гершунский, М. М. Кларина и др.), склонны считать, что современная система образования в России свя- зана с «глубинными и радикальными преобразованиями, культурными аген- тами и одновременно катализаторами которых являются инокультурные (американские) заимствования», причем «в течение последних десятилетий российская образовательная сфера находится в роли принимающей стороны, внедряющей и адаптирующей значительный массив американских заимство- ваний». Причем «если в течение первых двух этапов взаимодействие нацио- нальных культур реализовывалось через систему культурных контактов, со- провождающих политические и социально-экономические взаимоотношения, то для последнего этапа характерен самостоятельный межкультурный диалог с четкой нюансировкой “донор” (США) – “реципиент” (Россия)» [3]. В сущности, гуманитарные специальности не были массово востреб о- ваны, так как не дают хороших доходов, но они невыразимо привлекатель- ны, наверное, потому, что, перефразируя Шопенгауэра, утверждавшего, что «философия не дала мне много денег, но избавила от многих бед», гумани- тарное образование обогащает нашу жизнь, делает ее интереснее, знач и- тельнее, определяя судьбу, характер, отношения с другими людьми. В то же самое время гуманитарное образование эксклюзивно, оно не может быть растиражировано. Каковы перспективы и тенденции развития образования в России? В 2014 г. Агентством стратегических инициатив при Президенте Рос- сийской Федерации и Московской школой управления «Сколково» был представлен альманах «Атлас новых профессий» . «Атлас» – масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие более 2500 российских и иностранных экспертов. Его цель – выявление и описание основных компетенций (доказанных умений по решению типовых рабочих задач), необходимых для инновационного развития России. Итоги реализации проекта «Форсайт Компетенций 2030» будут использованы Ми- нистерством образования и науки Российской Федерации при внесении изме- нений в программы профессионального образования. В связи с этим в «Атла- се» представлены отрасли экономики, которые будут развиваться наиболее активно, новые технологии и востребованные специалисты. Основные направления образования «Атласа новых профессий» • Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективах в быстрорастущих и новых отраслях российской экономики. • Универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться к высоко- конкурентной среде.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=