Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 75 Для органов управления образованием всех уровней: – мониторинг качества и управления им; способ введения новых образо- вательных программ и их модернизации; – управление и мониторинг качества педагогического образования, под- готовки педагогов и управленцев, повышения их квалификации; – оценка эффективности образовательной системы, ее устройства и фи- нансовых отношений и др. Для профессиональной школы: – отбор абитуриентов на основе объективных показателей; – технологизация и существенное удешевление приемной кампании; – участие в экспертизе через формирование тестового материала; – выход из потенциально криминального поля и др. В качестве болевой точки введения процесса тестирования называют не- возможность обеспечить полную информационную безопасность в условиях наличия Интернета и других информационных систем, а также возникнове- ние риска натаскивания на «единое тестирование», превращение ЕГЭ в моно- польный механизм доступа к высшему образованию. Получило распростра- нение и мнение о том, что замена выпускных экзаменов ЕГЭ ведет к тому, что невозможно отследить способности выпускников к анализу, логическому мышлению («формируем схематичность мышления, клиповое сознание»), оп- ределить творческую направленность личности, а варианты ответов да/нет не дают обучающимся возможность аргументировать свое мнение (поэтому разработчики контрольно-измерительных материалов постепенно отказыва- ются от подобных видов тестов), при этом выхолащивается идея, само содер- жание предметов (особенно гуманитарного цикла). Необходимо учитывать и тот факт, что в России всегда было два направ- ления общественного умонастроения по отношению к привлечению зарубеж- ных идей и технологий: славянофильство и западничество. И если первое ориентировано на традиционную национальную культуру и «религиозное православное сознание», то второе направлено на привлечение к нам идей и опыта иностранных ученых с учетом специфики страны и особенностей менталитета граждан России. Отметим, что «хронологическая отсталость» России в освоении известных мировых новшеств наряду с определенными недостатками имеет свои преимущества, так как дает возможность отследить последствия осуществления тех или иных идей и механизмов их осуществле- ния в других странах. Тестовая оценка уже много лет используется за рубежом, и отношение к ней в российской педагогике менялось с равномерностью движения маятни- ка. С подписанием Россией Болонского соглашения тесты в самых различных их видах вошли в практику оценки качества образования. Противники исполь- зования тестирования для аттестации обучающихсяприводят аргумент, что не все можно измерить тестом (например, способность осуществить какой-либо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=