Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 73 тельных услуг с участием потребителей, участия в международных сопоста- вительных исследованиях. Проблема обеспечения и эффективного отслеживания качества образо- вания является вечной и всегда будоражила умы ученых и практиков, поэто- му неслучайно в числе приоритетных направлений развития российского об- разования в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обозначена и задача обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования и создания системы его объективной оценки. Это многоаспект- ная проблема, и в настоящее время делается акцент на создание общенацио- нальной инфраструктуры системы контроля качества образования для про- зрачной и объективной оценки знаний обучающихся. Цель создания такой системы заключается в обеспечении единства обра- зовательного пространства и повышении объективности процедуры оценки качества образования, в том числе и за счет предоставления гражданам воз- можности контроля уровня приобретенных знаний (компетенций). На эту цель работают и Единый государственный экзамен (ЕГЭ), и привлечение к этому процессу гражданских институтов общества, и право работодателей участвовать в процедурах оценки качества образования. Существуют разные подходы к определению понятия «качество образо- вания», и если, следуя системному подходу, в основу его формулировки по- ложить критерий соответствия получаемых образовательных результатов поставленным целям, то качество образования можно определить как инте- гральную характеристику системы образования, отражающую степень со - ответствия достигаемых обучаемыми результатов поставленным целям, с о- ответствующим государственно-нормативным требованиям, социальным ожиданиям и личностным потребностям. В педагогических исследованиях сложилось понимание общенациональ- ной системы оценки качества образования как совокупности организацион- ных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений и определение индивидуальных и личностных качеств обучающихся, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты. Важным в этом определении, на наш взгляд, является ориентация не только на оценку достижений обучающихся, но и на выявление факторов, влияющих на их об- разовательные результаты, что при их тщательном анализе будет способство- вать прогнозированию возможных тенденций развития системы. Возведение задачи создания современной системы оценки качества обра- зования в разряд наиболее важных определяется и тем, что сложившаяся за многие годы система государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и организация приемных экзаменов в вузы в современных условиях требуют существенной корректировки и совершен- ствования механизмов их проведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=