Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Философские науки 7 хию ценностей, заменив ее своей – честной и безумной. Свергая старых ку- миров, профессора вводили процентную норму, уравнивая в программе число авторов – мужчин и женщин. Исправляя колониальные пороки, университеты заменяли, например, французскую литературу “франкоязычной”, что позво- ляло студенту узнать сенегальца Сембена Усмана, но не читать парижанина Мольера» [1]. Анализируя проблему реформирования гуманитарного образования, Патти Макгилл Питерсон в своей статье «Гуманитарное образование в гло- бальной перспективе» считает, что «гуманитарное образование в конце XIX века начало свое постепенное и неуклонное снижение. Новая модель университета, возникшая в Германии, изменила застойное состояние образо- вания, уделяя большее внимание исследованиям и послевузовскому образо- ванию вместо обучения студентов. Основой учебной программы был когда-то совместимый и узкий свод курсов по классическим языкам, литературе, рели- гии, математике и фундаментальным наукам, по которым к середине 20 века было больше поступающих, заявляющих о своих претензиях относительно пробела в учебной программе, в результате увеличения специализации акаде- мических дисциплин». Именно поэтому «гуманитарные дисциплины будут сокращаться посредством большего финансирования науки. В результате… согласованность учебных программ будет страдать». В этой связи автор ста- тьи в качестве перспективы удачного реформирования гуманитарного обра- зования выделяет так называемые «реформирующиеся страны», например, Китай, показывающий «значительное фокусирование на учебной программе, которая характеризуется компонентом общего образования»; Польшу, де- монстрирующую движение гуманитарного образования, которое существует наряду с учебной программой, оставшейся с советских времен» ; Индию и Турцию, «имеющих вузы, пытающиеся выровнять широкие основы гума- нитарного образования с профессиональным». По мнению Питерсон, пер- спектива есть и у Южной Африки, где «основной целью является усиление гуманитарного образования и науки для поддержки трансформации от апар- теида». Отмечая, что процессы реформирования охватывают не все государ- ства, автор статьи показывает, что «страны, борющиеся с реформирован ием высшего образования, как правило, сосредоточены на вопросах, не касаю- щихся учебного процесса, таких как доступность и финансирование. В усл о- виях ограниченных ресурсов и огромного спроса от желающих обучат ься, их способность участвовать в академических реформах, включая гумани тар- ное образование, имеет сомнительный результат» [2]. Таким образом, современная культура ставит традиционное гуманитар- ное образование перед вызовом практичности и пользы , что часто превраща- ет его в систему, в набор предметов , дисциплин. Это изменение можно опре- делить как переход от фундаментальности к утилитарности . В этом смысле современная система гуманитарного образования, особенно высшая школа,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=