Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 67 имеется в виду значимая характеристика объекта, которая позволяет устанав- ливать его сходство или различие по отношению к другим рассматриваемым объектам. Этот признак принято называть основанием деления. Рубрикатор состоит из рубрик различного назначения. 2–3-уровневые рубрикаторы предназначены для маркировки тематических полей, информа- ционных органов и направлений потоков документов и запросов. 5–7-уров- невые (локальные) рубрикаторы – более точные. Они служат для поиска до- кументов по запросам пользователей. По ряду областей рубрикатор имеет семь уровней иерархии. Число уровней в каждой области определяется коли- чеством документов в ней, степенью разработанности данной отрасли, облас- ти, частотой обращения к ней различных групп пользователей. Дальнейшие изменения с целью совершенствования рубрикатора и под- держания его соответствия логической структуре педагогической науки и на- родного образования обеспечиваются наличием резервных рубрик, наиболь- шее число которых сосредоточено вблизи точек возможного роста. Совершенствование рубрикатора происходит на основе изменений Г о- сударственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ), предложений, поступивших из органов научно-технической информации (НТИ), возникших в процессе его эксплуатации. Изменения касаются дал ь- нейшего развития рубрик и находят свое отражение в последней версии рубрикатора [1]. Глубина иерархии (число рубрик) для каждой области зависит от ее со- держания и степени раскрытия. По отдельным областям педагогики и образо- вания глубина иерархии ограничивается четвертым уровнем, по другим – седьмым и выше. Следует добавить, что рубрикатор является прагматической классифика- цией и разрабатывается на базе учета реальных информационных потоков, чем он принципиально отличается от УДК, Международной классификации исследований (МКИ) и др., которые воплощают в себе априорное представ- ление об объекте систематизации и логике его деления. Что у нас есть на сегодня? Разработаны рубрикаторы по основным областям педагогики, имеется информационно-поисковый тезаурус, позво- ляющий выбирать ключевые слова для описания документов, словари норма- лизованной лексики. Рубрикаторы есть по всем гуманитарным наукам, необ- ходимо обучение персонала, как данной системой пользоваться. Рубрикатор выполняет функции карты, описывает координаты нахожде- ния документов, в которых опубликованы результаты научной и практиче- ской деятельности. Новые знания или решения, полученные в исследовании, будут доступ- ны научному сообществу и включены в общенаучный фонд только в том слу- чае, когда они получат соответствующее описание. По замечанию известного историка Василия Осиповича Ключевского, «идеи, блеснувшие и погасшие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=