Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 63 иску когнитивной лингвистики. Начало проведению такого междисципли- нарного исследования и было положено в 2014 году в Институте стратегии развития образования Российской академии образовании в рамках темы НИР «Теоретический базис, понятийный аппарат и исследовательский инструмен- тарий педагогической семиологии». Примечания 1 В качестве одного из примеров, подтверждающих приверженность уче- ных-гуманитариев такой точке зрения, можно привести слова видного отече- ственного психолога А. А. Леонтьева. Вот как он пишет о своем понимании связи слова и реальности в книге под названием «Деятельный ум»: «…Слова… представляют собой абстракции, которым прямо не соответству- ет во внешнем мире ничего непосредственно чувственного» [5, c. 49]. 2 Одним из подтверждений того, что научная работа в этом направлении ведется, свидетельствует содержание совсем недавно вышедших книг: С. Пин- кер. Субстанция мышления. Язык как окно в человеческую природу (М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2013); Д. Бикертон. Язык Адама: Как люди создали язык, как язык создал людей (М.: Яз. славянских культур, 2012) и ряд других изданий. 3 Автор понятия «концептосфера» – Д. С. Лихачев. 4 Со ссылкой на этот фрагмент книги Л. Кэрролла автор статьи встретил- ся в монографии Клода Ажежа «Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки». В статье ссылка на этот фрагмент дается по тексту русского перевода книги Л. Кэрролла. В монографии К. Ажежа данный фраг- мент в несколько усеченном объеме дается по французскому переводу и по- этому полного совпадения текста одного и того же приводимого фрагмента нет [1, с. 121]. 5 Естественные языки и научные языки (язык математики, физики, хи- мии, биологии, географии, истории, литературы и др.) – знаковые системы, продукты символической деятельности человека. Знакомство с ними, изуче- ние их открывает человеку дверь в символическое пространство, которое соз- дается людьми, осуществляющими творческие операции со знаками. Иными словами, вполне можно сказать, что символическое пространство конституи- руется игрой со знаками. Литература 1. Ажеж, К. Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманитарные нау- ки / К. Анеж; Пер. с фр. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 2. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: КомКнига, 2006. – [Karaulov, Ju. N. Russkij jazyk i jazykovaja lichnost' / Ju. N. Karaulov. – M.: KomKniga, 2006. (In Russ.)]. 3. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демь- янков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина; Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. – М.:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=