Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 62 созданной усилиями многих поколений людей, – базовая задача образования и фундаментальная научно-педагогическая проблема. За тысячелетия своего существования человечество накопило колоссаль- ный опыт жизнеустроения в символическом по своей сути мире культуры. Именно этот опыт дает возможность людям продолжать строить мир культу- ры и жить в нем. Новорожденный человек, только-только входящий в жизнь, не имеет никакого представления о своеобразии мира культуры, построенно- го человечеством за долгие века своего пребывания на Земле. Не освоив этого опыта жизнеустроения, ребенок не станет полноценным членом человеческо- го сообщества, не впишется в универсум человеческой культуры, не обретет тех качеств, которые только и позволяют говорить о человеке как об особом роде сущего, как о носителе собственно человеческого (символического) на- чала. Освоить этот опыт ребенок без помощи Другого – уже укорененного в мире культуры, не в состоянии. Тайна рождения собственно человеческого в человеке есть во многом тайна педагогическая. Передача опыта жизнеустроения от человека к челове- ку, совершаемая под руководством педагога, выводит обучающегося из со- стояния одномерного физического бытия в состояние двумерного бытия, в контексте которого он становится не просто физически существующим, а действующим в соответствии со своими целями, мотивами, культурными установками, правовыми и нравственными императивами. Рассмотрением во- просов, касающихся укрепления в человеке символического начала, приум- ножения в нем способностей к символическому творчеству, и занимается пе- дагогика – наука, своими корнями уходящая в глубокую древность и сегодня становящаяся все более востребованной. Отнюдь неслучайно в современной педагогике получило широкую пред- ставленность теоретическое видение, согласно которому образовательный процесс следует рассматривать как средство формирования у учащихся язы- ковой картины мира и языковой компетентности, включения их в пространст- во «языковых игр»; как технологию развития у них способностей использо- вать языки культуры, интерпретировать тексты культуры; как метод привития учащимся навыков и умений коммуницировать и приходить к согласию с со- бой, другими 5 . Для того, чтобы состоялось образование, нацеленное на формирование языковой личности, языковой компетентности, способности к символическо- му творчеству, педагогике необходимо получить ответы на вопросы: как его выстраивать, какой должна быть его предметная структура и содержание, ка- ких дидактических нормативов следует придерживаться в ходе построения и реализации этой образовательной инициативы, какие учебники и учебные материалы целесообразно использовать, каким в формате данного образова- ния должен быть педагогический дискурс и т. д. Получить ответы на эти вопросы можно лишь в случае привлечения к совместному с педагогикой по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=