Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 61 этот предмет существующим для нас. Если нет имени, то нет и той реально- сти, которую способен постичь человек. Предмет же, которому адресуется имя, безмолвен и в нем не нуждается. Имена, раздаваемые людьми всему то- му, с чем они имеют дело, нужны им самим, без них они существа, лишенные символического измерения, т. е. собственно человеческого бытия. Эта мысль стала нормой научного мышления относительно недавно. Но сформулирована и высказана она намного раньше. Ниже приводится зна- комый каждому с детства отрывок из книги Л. Кэрролла «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье», в котором в художествен- ной форме проясняется существо этой, преобразившей наши представления о мире, мысли 4 . «Алиса оказалась под деревом, а над головой у нее на сучке устроился Комар (так вот кто был ее невидимым собеседником!) и обмахивал Алису крылышками. Это был огромный комар. – Не меньше гуся! – подумала Алиса. Но она ничуть не испугалась: чего ей было бояться после столь долгой и дружеской беседы? – Значит, ты не всех насекомых любишь? – продолжал как ни в чем не бывало Комар. – Я люблю тех, которые умеют говорить, – отвечала Алиса. – У нас насе- комые не разговаривают. – А каким насекомым у вас радуются? – спросил Комар. – Я никаким насекомым не радуюсь, потому что я их боюсь, – призна- лась Алиса. – По крайней мере, больших. Но я могу вам сказать, как их зовут. – А они, конечно, идут, когда их зовут? – небрежно заметил Комар. – Нет, кажется, не идут. – Тогда зачем же их звать, если они не идут? – Им это ни к чему, а нам все-таки нужно. Иначе зачем вообще знать, как что называется? – Незачем, по-моему, – сказал Комар. – Если ты зайдешь поглубже вон в тот лес, ты увидишь, что там нет никаких имен и названий» [4, с. 144]. Из этого фрагмента читателю становится предельно ясным, что природа и вещественный мир не нуждаются в названиях и именах, в них нуждается лишь человек. Без них у него нет языковой картины мира, т. е. нет того сим- волического мира, в котором он привык существовать. Мысль о том, что реальность человеческого бытия, то есть бытия симво- лического, конструируется человеком с помощью языка, является основопо- лагающей как для когнитивной лингвистики, так и для педагогики. Природа всего сотворенного человеком – символическая, и мир культу- ры (место обитания человека символического) – продукт его символической деятельности. Приобщение человека к жизни в символической вселенной,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=