Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 60 возможность выделения в общеязыковой картине мира ее ядерной, общезна- чимой, инвариантной части» [2, с. 37]. Конечно же, у людей, живущих в сходных этнокультурных и социальных условиях, инвариантная компонента языковой картины мира дополняется компонентой индивидуальной, формирующейся в непохожей на другие об- становке семейного взаимодействия и отличающейся своеобразием ситуации обучения. Индивидуальная компонента, в отличие от компоненты инвариант- ной, позволяет человеку видеть мир и самого себя сквозь призму языка, ото- бражающего иерархию личных смыслов и ценностей. Синтез инвариантной и индивидуальной компонент и дает человеку возможность стать той непо- вторимой языковой личностью, которая укоренена в созданном людьми сим- волическом универсуме и осмысленно строит свою жизнь в конкретной этно- культурной и социальной среде. Философия языка – еще одна дисциплина, постоянно находящаяся в поле внимания когнитивной лингвистики. То, что мышление и язык взаимосвяза- ны, ученым стало понятно довольно давно. Но то, что языку присуща консти- туирующая действительность роль, – открытие относительно недавнее. Изу- чение языка как материи, с помощью которой творится символический мир, лежащий между миром внешней для человека реальности и его внутренним миром, и стало уделом философии языка. Путь такого изучения языка оказал- ся весьма плодотворным. Появились философские концепции, объясняющие то, как язык категориально дробит и делит на части мир, как он становится знанием о мире и заставляет человеческое сознание считаться с результатами символического познания действительности. Получили широкое хождение диалогические концепции языка, трактующие язык как интерсубъективную реальность, которая формируется в контексте диалога Я и Ты, т. е. комму- никативного взаимодействия людей. Набрала силу концепция лингвистической относительности, обосновывающая положение о том, что все человеческие знания зависят от языковых средств, с помощью которых они сформулирова- ны. С целью осуществления терапии языка, несущего в себе многозначность и порой неопределенность, был осуществлен ряд попыток его «лечения» логи- ческим инструментарием. Особое внимание было уделено рассмотрению прагматических аспектов бытия языка, выявлению герменевтических практик смысловой расшифровки текстов, анализу структуры речевого дискурса. Мет- кие наблюдения, сделанные философией языка, поставившей перед собой за- дачу разобраться в вопросах, касающихся роли и места языка в жизни людей, сблизили ее с когнитивной лингвистикой, исследующей закономерности язы- кового постижения человеком мира. Сегодня грань, разделяющая философию языка и когнитивную лингвистику, продолжает истончаться. В завершение разговора о когнитивной лингвистике, о ее связях с други- ми науками, наверное, следует еще раз вернуться к мысли, с которой этот раз- говор начался. Имя, которое дано предмету, которое имеется у него, делает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=