Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 6 для современного образования, результатом чего стало изменение содержа- ния и направлений образования, переоценка ценностей и модификация обра- зовательных технологий. Современная система российского образования переживает процесс пе- рехода от знаниевой парадигмы образования к компетентностной, что оз- начает кардинальную перестройку процесса обучения, заключающуюся пре- жде всего в том, чтобы осуществить целостность обучения и усвоения, а главное – умения использовать полученные знания на практике. В связи с этим выделяются следующие модели образования. 1. Тектолого-гуманистическая антропологическая модель образова- ния (по Богданову), основополагающая категория которой – норма образова- ния в культуре , определяется как способ тектологического, общеметодологи- ческого уровня. Модель содержит моральные и правовые характеристики и представляет собой соответствующую организацию процесса получения знания, в основе которой понимание образования как части организационно- социального устройства человеческого универсума. 2. Гуманитарная аксио-антропологическая модель образования (Закон РФ об образовании) базируется на модели либертарных ценностей : благо, долг, свобода, справедливость, равенство, определяющих моральную моти- вированность личности к профессиональной деятельности , основанной на компетентностном подходе в образовании, умении применять свои знания на практике при осознании успеха как личного блага, опирающейся на систему формирования моральной нормативности в образовательном процессе. Такая направленность образования определяется сложившимися социо- культурными условиями, в частности, вызовами информационного общества, которое выдвигает требования к личности и обществу, поэтому идеи гума- низма, значимости человеческой личности становятся приоритетными в сфе- ре науки, культуры, образования. Потребность общества в профессионалах, обладающих компетентностными знаниями, такова, что возрастает необхо- димость в такой модели образования, которая подготовила бы специалиста к процессу социальной адаптации. Кризис гуманитарного образования характерен не только для России. В основе его – противоречие между традиционными и новыми ценностями гу- манитарного образования. В 90-е гг. прошлого столетия гуманитарное образо- вание США переживает глубокий кризис, революцию за равенство и справед- ливость, спровоцированные политическими процессами, «когда американская Академия перекроила программу гуманитарных факультетов университет- ской Америки, объявив войну канону. Его тогда называли “собранием книг, написанных исключительно мертвыми белыми мужчинами” – Шекспиром, Диккенсом, Толстым и т. д. Революция в высшей школе Америки началась, как, собственно, все революции, с борьбы за равенство и справедливость. Модная теория плюрализма культур стремилась упразднить прежнюю иерар-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=