Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 59 образная система (например, в составных головоломках-пазлах)». «Познание, – заключает А. Пайвио, – изменчивая мозаика взаимодействия этих двух сис- тем, зависящая от того, в какой степени они развиты» [7, с. 110–111]. Завер- шая разговор о когнитивных психологических разработках А. Пайвио, спра- ведливым будет отметить, что сегодня многие положения теории двойного кодирования подтверждены многочисленными экспериментами Г. Бауэра, Л. Брукса, А. Бэдделея. Научные знания о закономерностях ментальной обработки языковой ин- формации, добытые когнитивной психологией, в адаптированном виде входят и в строй тех знаний, которыми оперирует когнитивная лингвистика. Это, несо- мненно, позволяет ей в более широком контексте и более выверенно рассматри- вать и вопросы, связанные с формированием языковой картины человека. Помимо данных когнитивной психологии в когнитивных лингвистиче- ских исследованиях, как уже отмечалось выше, используются также данные культурологии, этнографии и социологии. Бесспорным является утверждение, что в устной и письменной речи людей отображается происходящее в их соз- нании, которое само формируется под воздействием этнокультурных и соци- альных факторов. Отсюда и вытекают многократно подтвержденные време- нем представления о своеобразии мышления человека – носителя конкретных этнокультурных стереотипов и социальных установок. В обыденных, повсе- дневных рассуждениях о русской душе, немецкой пунктуальности, итальян- ском темпераменте точно схвачена существующая связь этнокультурного и социального способа организации жизни больших общностей людей и спо- соба их ментальной адаптации к среде проживания. Человек, растущий и воспитывающийся в определенной этнокультурной и социальной среде, в процессе языкового погружения в нее впитывает в себя и знание тех условных правил (кодов), которые действуют в этой среде и яв- ляются осью, держащей на себе весь устоявшийся порядок этнокультурного и социального бытия. Знание этих кодов, идентификация себя с ними, при- верженность им в мышлении и постоянное воспроизведение их в своем пове- дении порождают особый склад ментальной жизни человека, иногда име- нуемый национальным характером. Он (национальный характер) и есть та инвариантная для многих людей компонента их личности, которая сформиро- валась в контексте общих для них этнокультурных и социальных условий жизни. Так как естественный язык – важнейшая составляющая этнокультур- ного и социального существования, которая обеспечивает повседневное о б- щение людей и задает им единство видения реалий жизни, то вполне опра в- данным с научной точки зрения становится разговор об определяющем влиянии языка на процесс становления у этих людей инвариантной компо- ненты языковой картины мира. «Некоторая доминанта, определяемая на- ционально-культурными традициями и господствующей в обществе идео - логией, – пишет Ю. Н. Караулов, – существует, она-то и обусловливает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=