Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 58 го совершают люди, начинающие в разные возрастные периоды своей жизни изучать иностранные языки, чем отличается процесс чтения текстов у детей и взрослых, как формируются у них языковые представления (понятия) об ок- ружающей их действительности и многие другие. К весьма любопытным выводам о том, как функционирует ментальный механизм обработки символической информации, пришел, к примеру, А. Пайвио, автор психологической теории двойного кодирования. В своих экспериментах он изучал, как предъявляемые испытуемым слова вызывают в их сознании соответствующие этим словам мысленные образы. В ходе ра- боты было, в частности, установлено, что некоторые предъявляемые слова стимулирует появление в сознании испытуемых более четких и стойких мыс- ленных образов, чем другие. Выяснилось, что целые ряды слов можно сопос- тавлять друг с другом по тому, насколько стройные, целостные и детализиро- ванные ментальные образы они вызывают у людей. Слова «слон», «оркестр», «церковь» оказались существенно «образнее», чем слова «деяние», «доброде- тель», «контакт». Они обусловливали появление в сознании участников экс- перимента образов, напоминающих хорошо сделанный рисунок, обладающий структурой и не имеющий размытых границ. Проделанная А. Пайвио экспериментальная работа убедила его в том, что человеческое познание «включает в себя деятельность двух отдельных подсистем: вербальной, которая прямо специализируется на обработке языко- вой информации, и невербальной (образной), которая предназначена для не- языковых объектов и событий». «Предполагается, – пишет автор теории двойного кодирования, – что единицами этих систем являются внутренние репрезентации, называемые соответственно логогенами и имагенами, кото- рые активизируются, когда человек распознает слова и объекты, манипулиру- ет ими или просто думает о них. Репрезентации модально-специфичны, так что существуют разные логогены и имагены, соответствующие зрительным, слуховым, тактильным (кинестетическим) и двигательным свойствам языка или объектов. Репрезентации связаны с сенсорным входом и ответом на вы- ходе системы переработки информации, а также друг с другом и функциони- руют как независимо, так и совместно, опосредуя вербальное или невербаль- ное поведение. Репрезентации могут осознаваться в виде образного ряда и внутренней речи или не осознаваться вовсе». «Теория, – продолжает А. Пайвио, – подразумевает, что даже в чисто языковые явления обычно во- влечены сразу обе системы. Вербальная система – необходимый игрок во всех “языковых играх”, но лишь в немногих ее бывает достаточно. В самых интересных и важных из них ей не обойтись без обширной базы знаний и ис- кусства игры, которым владеет невербальная система. Невербальная система, напротив, сама по себе не может играть в эти игры, но зато умеет расклады- вать сложные невербальные “пасьянсы”. В некоторых задачах доминирует вербальная система (простой пример – кроссворды), в других – невербальная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=