Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 57 сферы 3 , своеобразные молекулы смысла , которые, в свою очередь, сопряга- ясь, образуют языковую картину мира – уже само вещественное тело смыс- ла , имеющее неповторимую конфигурацию в ментальности конкретного человека и определяющее то, как он рационально, оценочно и эмоционально воспринимает и понимает события своего бытия. Одной из важнейших задач, решаемых когнитивной лингвистикой, вы- ступает разработка методики выявления и описания содержания концептов. На сегодняшний день ряд представителей когнитивной лингвистики сходится во мнении, что концепт – феномен, имеющий сложную организацию, можно представлять последовательно, характеризуя его со стороны наличия: 1) уни- версальных, общечеловеческих смыслов; 2) этнокультурных смыслов, зада- ваемых бытием в соответствующей культурной и этнической среде; 3) соци- альных смыслов, постигаемых в рамках жизни в конкретных общественных условиях; 4) субкультурных смыслов, усвоенных в контексте нахождения в среде людей определенного возраста – носителей определенных субкуль- турных воззрений; 5) индивидуально-личностных смыслов, приобретенных в ходе взросления, воспитания, обучения, накопления жизненного опыта. Для достижения этой цели когнитивной лингвистикой самым активным образом уже используются метафорический анализ Дж. Лакоффа и М. Джонсона, мак- рокомпонентная модель значений В. Н. Телия, фреймовая семантика Ч. Фил- лмора, методика сценариев Р. Шенка и Р. Абельсона, методика прототипов Э. Рош, методика профилирования Е. Бартминского, методика вертикальных синтаксических полей С. М. Прохоровой и другие. Когнитивная лингвистика неразрывно связана с когнитивной психоло- гией – научной дисциплиной, сосредоточивающей свой исследовательский взгляд на явлениях человеческого познания, на установлении связей между мыслительными процессами и нейрофизиологической активностью мозга, на рассмотрении всего спектра ментальных проявлений, касающихся мышления индивида. Когнитивная психология неоднократно и достаточно успешно об- ращала свои взоры на вопросы, связанные с тем, как человек сосредоточивает внимание на языковой информации о мире и самом себе, как он эту языковую информацию сохраняет и обрабатывает, как он думает, используя язык (сим- волический инструмент), как он формулирует свои мысли с помощью языка. Когнитивную психологию в отличие от академической лингвистики, преследующей цель постижения природы языка, интересуют способы, кото- рыми сознательно, а порой и бессознательно пользуются люди для выполне- ния ментальных операций с языковыми конструкциями. За последнее время когнитивной психологией получены интереснейшие данные о том, как скла- дывается у человека языковая компетентность, как выстраивается его речевая деятельность, как проявляет себя в письменной и устной речи присущая каж- дому в той или иной степени лингвистическая интуиция, как овладевает че- ловек правилами грамматики и синтаксиса, какие языковые ошибки чаще все-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=