Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 54 Идея, согласно которой язык – это средство конструирования мира, а не только средство его отображения, поддерживалась и обосновывалась плеядой выдающихся мыслителей и ученых (Э. Кассирер, Э. Сепир, Б. Л. Уорф, Дж. Остин, Дж. Серль, Х.-Г. Гадамер, М. М. Бахтин, Ю. М. Лот- ман и др.). Сегодня эта идея разделяется подавляющим большинством научных работников, проводящих гуманитарные исследования 1 . Основопо- лагающей она выступила и для когнитивной лингвистики, основным иссл е- довательским постулатом которой является утверждение наличия ж есткой связи между тем, как овладевает языком и как его использует чел овек, и тем, как выстраивается у него ментальная деятельность, процессы позна- ния и мышления. Когнитивная лингвистика в отличие от других дисциплин, входящих в состав комплекса наук, обычно именуемых когнитологическими, сосредо- точивает свое внимание на вопросах концептуального содержания, таких как: что знает человек о мире и о себе; каким образом он узнал то, что он знает; откуда он почерпнул это знание; как это знание структурировано и организо- вано; как оно используется; в каких случаях оно активно применяется для решения тех или иных жизненных и учебных задач, а в каких ситуациях оно остается знанием пассивным. Ответы на эти вопросы можно получить, лишь анализируя языковые факты, трактуя их как данность ментального в языке. Другого способа обретения ответов на эти вопросы пока не существует. Без лингвистического же инструментария осуществить выверенный в научном отношении анализ языковых фактов нельзя по определению. Если брать в учет основной постулат когнитивной лингвистики, глася- щий, что между процессами освоения и использования языка и когнитивной деятельностью человека существует жесткая связь, то вполне уместно утвер- ждать, что только тщательно и детально проведенный анализ языковых фак- тов и может приоткрыть завесу тайны ментального становления человека. Из такого видения связи языка и ментальных явлений, в частности, вытекает и то, что противопоставление лингвистического и экстралингвистического может быть преодолено, и такие феномены человеческого бытия, как мышле- ние, языковое содержание сознания, можно будет описывать при помощи од- ного и того же метаязыка, а не так, как сейчас, когда используются не связан- ные друг с другом понятийно-терминологические ряды, присущие той или иной конкретной науке 2 . Когнитивная лингвистика уже сделала серьезный шаг в этом направлении, в ее научном лексиконе прочное место заняли поня- тия и термины «мышление», «знание», «когниция» (англоязычный термин, означающий и процесс приобретения знаний, и результат этого процесса), «языковое видение мира», «ментальные репрезентации», «когнитивная мо- дель», «когнитивная карта», «концептуализация», «категоризация», «языко- вая картина мира», «концептосфера», «национально-культурное пространст- во», «константы культуры» и многие другие.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=