Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 53 вместно проводимых учеными – представителями разных областей знания. О том, что это действительно так, красноречиво свидетельствуют и осущест- вляемые сегодня многочисленные проекты, объединяющие усилия разных по научной специализации ученых, нацеленных на познание тех или иных явле- ний действительности, и появление таких направлений научного поиска, как геофизика, геохимия, психофизика, психогенетика, политическая антрополо- гия, педагогическая аксиология, педагогическая деонтология, нейропсихоло- гия, экономическая психология, историческая социология, и многих других. С недавних пор верным союзником педагогической науки в познании за- кономерностей процесса формирования у учащихся языковой картины мира стала когнитивная лингвистика, рождение и официальное оформление которой в самостоятельную область знания приходится на 80-е годы XX столетия. Сле- дует сразу же отметить, что сама когнитивная лингвистика– это интегративная дисциплина, главная роль в которой принадлежит лингвистике, описывающей, объясняющей, интерпретирующей языковые факты и использующей для этого не только лингвистический, но и философский, психологический, нейрофизио- логический, культурологический и этнографический инструментарий. Привлечение когнитивной лингвистики к исследованиям процесса формирования у учащихся языковой картины мира – научной проблемы, долгое время рассматривавшейся с помощью исключительно педагогических средств, продиктовано осознанием необходимости выхода за пределы моно- предметного изучения многостороннего и многоуровневого явления, сущ- ность которого заключается в обретении учеником возможности вхождения в тот символический универсум, тот собственно человеческий мир, в котором язык (система знаков) – базовое условие существования. Выбор когнитивной лингвистики в качестве попутчика педагогики в деле изучения закономерно- стей формирования у учащихся языковой картины мира – это продуманный ответ на настоятельное требование современной, динамично развивающейся науки познавать мир и его явления в более широкой перспективе. Попытка осуществления такого междисциплинарного исследования предпринята в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Россий- ской академии образования». Описанию тех научных ожиданий, которые воз- лагаются на когнитивную лингвистику, ставшую частью исследовательского междисциплинарного проекта, реализуемого в ИСРО РАО, и посвящена на- стоящая статья. Человек, давая имя предмету, выделяет его из других и отделяет его от них. Именем, данным предмету, человек задает ему границы, создает воз- можность видеть его на фоне окружения. «Не быть вещам, где слова нет», – повторяет вслед за поэтом Ш. Георге М. Хайдеггер. «Лишь имеющееся в рас- поряжении слово наделяет вещь бытием», – утверждает он [8, с. 303]. И потому артикуляция в известном смысле должна пониматься, как творение мира словом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=