Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Философские науки 5 может абстрагироваться от самого себя! Поэтому необразованный человек видит мир только через свои природные потребности и только в отношении своей личности. В чем культурный смысл гуманитарного образования? Наверное, в том, что оно больше, чем какое-либо другое, направлено на «образование сердца» и «воспитание ума», ведь, в сущности, гуманитарное знание – достаточно долгий, возможно, длиною в целую жизнь процесс приобщения к культур- ным ценностям и культурному знанию. Возможно ли это в вузе? Наверное, не вполне возможно. В этом плане можно процитировать американского ученого: «Однажды я сидел между двумя американскими профессорами, которые, как все учите- ля, жаловались на своих студентов. – Университет, – сказал один из них, – нужен для того, чтобы молодые люди думали о сексе не сто процентов своего времени, а хотя бы восемьдесят. – Верно, – согласился с ним другой профессор и не без горечи добавил: – Образование – слишком роскошная штука, чтобы растрачивать его на моло- дых» [1]. Кризис современного гуманитарного образования. Трансформация образования: «Атлас профессий» и гуманитарное образование Кризис современного гуманитарного образования очевиден. Это связано с теми социокультурными процессами, которые выражают потребность об- щества в трансформации образования, что проявилось в изменении парадиг- мальной составляющей образования в целом, ориентируют образование на новую ступень его развития – инновационность знания , что предполагает соответствующую организацию процесса получения знания. В настоящий пе- риод в России в образовании происходит процесс перехода от знаниевой па- радигмы образования к компетентностной, что означает кардинальную пе- рестройку процесса обучения, заключающуюся, прежде всего, в том, чтобы осуществить целостность обучения и усвоения, а главное – умения исполь- зовать полученные знания на практике. Отрыв теории гуманитарного обра- зования от практики определен целями и задачами советс кого образования, перекочевавшими в современную российскую образовательную парадигму, направленность которой определялась тем, что развитие образования в Рос- сии не могло быть ориентировано на мировую систему, на фундаментальную науку, на воспитание творческой социально ответственной личности. Современная культура многополярна в связи с развитием экономических связей, расширением политической, торговой и культурной активности госу- дарств и народов. Расширение экономического и культурного пространства, динамика развития рынков, миграционные процессы и др. явились вызовом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=