Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Философские науки 47 среде, отражает требования государства и обще ства к мировоззрению со- временной активной молодежи. Тема 3. « Предмет этики образования. Понятие и структура образования. Соотношение образования и воспитания». Здесь раскрывается содержание со- временной этики образования, ее проблем и дилемм на основе таких ценно- стей, как благо , чистота, любовь к ближнему, ответственность и вменение. Через раскрытие понятия образования акцентируется внимание на таких цен- ностях, как чистота (слова, воли, мысли, мотива, действия); мудрость (цен- ность познания); справедливость (справедливая оценка), самообладание (мера при вынесении суждений). Понятие воспитания раскрывается через такие цен- ности, как мудрость (роль учителя-мудреца); самообладание (формирование характера через дисциплину и послушание); ответственность и вменение (долг учителя по отношению к ученику); доверие и вера (ученика к учителю). Тема соотношения образования и воспитания раскрывается через ценность полноты (знание невозможно без воспитания, а воспитание– без знания). Тема 4. « Дилемма этического образования» . В рамках изучения данной темы студенты знакомятся с проблемой возможности обучения добродетели, а также с представленными в истории философской мысли двумя противо- положными подходами к ее решению. С одной стороны, неправильное пове- дение объясняется незнанием человека: приобретая знание о добродетели, человек одновременно обучается ей. Здесь проявляется ценность дарящая добродетель (учитель предстает как даритель знаний). С другой стороны, ис- ходя из христианской концепции греховности своей природы, человек непра- вильно себя ведет не по незнанию, а из-за слабости собственной воли, кото- рая обусловлена чем-то извне. Для данного подхода атуальны ценности самообладания (необходимость послушания, дисциплины, работы над своим характером). Студентам также представляется способ разрешения данной ди- леммы через понимание того, что само по себе приобретенное знание еще не гарантирует правильного поведения. Только то знание соответствует добро- детели, которое возникает в самом человеке, а роль учителя состоит в том, чтобы подвести ученика к истине с помощью наводящих вопросов или кон- кретных жизненных ситуаций. И здесь на передний план выступает ценность мудрости , которая раскрывается, например, в прозорливости учителя, за- дающего наводящие вопросы, либо в знании и познавательной способности ученика, занимающегося поиском истины внутри самого себя. Тема 5. «Нравственный смысл и моральные уровни обучения». В рамках изучения данной темы внимание обучающихся заостряется на таких ценно- стях добродетелей, как самообладание ; скромность, смирение, дистанция ; совесть и сознание вины ; ответственность и вменение, которые раскрыва- ются при освоении иерархии уровней обучения по Ж. Пиаже, ступеней обра- зования по Л. Кольбергу. Согласно идеям нравственного смысла образования и стремления человека к высшей ступени морального обучения акцент дела-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=