Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 46 – благо, в первую очередь через понимание добра и зла как базовых эти- ческих категорий, то, как они раскрываются в различных этических учениях; через определения морального идеала, долга, должного, что является самим благом исходя из его отношения к добру и злу, через знакомство с ценност- ными классификациями, для понимания блага как критерия высоты ценности; – частные нравственные ценности, которые относятся ко второй и треть- ей группам, такие как любовь к ближнему и любовь к дальнему (в рамках изу- чения различных этических учений на лекционном и семинарском занятиях); – частные нравственные ценности второй группы по Н. Гартману, такие как правдивость и искренность; скромность, смирение, дистанция; совесть и сознание вины, и ценности добродетелей третьей группы, такие как ответ- ственность и вменение (ответственность, свобода и долг) , – в первую оче- редь через знакомство с категориальным аппаратом курса, через изучение различных этических учений на лекционном и семинарском занятиях, через осмысление проблемы этического обучения. Тема 2. «Прикладная этика. Моральные дилеммы современного общества. Признаки проблем современной прикладной этики». Через знакомство с вида- ми прикладной этики (биомедицинская, предпринимательская, экологическая, политическая) и ее основными проблемами (смертная казнь, эвтаназия, прода- жа оружия, клонирование) здест ставится акцент на такие нравственные цен- ности, как благо , чистота (незатронутость злом, отсутствие морального опыта зла, характерные черты этоса нравственности и форм проявления чистоты, в особенности чистоты воли, мотива и действия), полнота (а именно понима- ние этоса нравственной полноты посредством знакомства обучающихся с про- блемами прикладной этики и конфликтами при их решении).Среди ценностей добродетелей особое внимание уделяется ценностям первой группы, а именно ценностям справедливости (заострение внимания на таких характерных чертах данной ценности, как справедливость личности, соотношение справедливости и милосердия, легальности и моральности, законности и солидарности при ре- шении таких проблем, как смертная казнь, эвтаназия, продажа оружия и т.д.), самообладания (этос самообладания). Среди ценностей второй группы – любви к ближнему, правдивости и искренности (ценностный конфликт правдивости и «лжи во спасение» на примере рассмотрения проблем биомедицинской этики – эвтаназии, клонирования, смертной казни). Из ценностей добродетелей третьей группы акцент делается на такие, как любовь к дальнему (через соотношение любви к ближнему и любви к дальнему, любви к дальнему и справедливости на примере проблем прикладной этики), ответственность и вменение (на при- мере решения проблем основных проблем прикладной этики). Знание м о- ральных дилемм современного общества способствует заострен ию внимания обучающихся и формированию таких ценностей модернизационной пар а- дигмы, как профессионализм, компетентность, активная жизненная по - зиция. Данный ряд ценностей наиболее востребован в профессиональной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=