Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Философские науки 45 Во-вторых, в основании любой системы образования лежит та или иная ценностная парадигма, которая предполагает выбор целей и средств обуче- ния. Так, отечественный ученый, профессор Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева А. А. Сычев выделяет три базовых ценност- ных парадигмы. • Традиционная парадигма опирается на религиозные, семейные и кол- лективные традиции и включает в себя следующие ценности: взаимопомощь, уважение к старшим, семейственность, самопожертвование, мужество, исполнительность, скромность, благочестие, целомудрие, любовь к ближ- ним, патриотизм, честь и т. д. • Модернизационная парадигма ориентирована на материальный успех, индивидуализм и предприимчивость и включает в себя следующие ценности: профессионализм, компетентность, бережливость, умеренность, чест- ность, порядочность, откровенность, решительность, независимость, оп- тимизм, активная жизненная позиция. • Постсоветская парадигма находится в стадии формирования, тем не менее, в ней можно выделить следующие ценности: плюрализм, толерант- ность, мультикультурализм, стремление к компромиссу, практичность, ав- тономность субъекта, самоопределение, свобода обмена информацией, со- хранность окружающей среды [9, с. 126]. Применительно к дисциплине «Этика образования и воспитания» можно сделать вывод о том, что в ней наличествуют ценности из каждой парадигмы (например, исполнительность, профессионализм, компетентность, реши- тельность, независимость, плюрализм, толерантность, практичность, сво- бода обмена информацией и т. д.). В-третьих, в самом содержании курса имеет место анализ ценностей со- временного образования в каждой из рассматриваемых тем в соответствии с обозначенными выше ценностными парадигмами и классификацией ценно- стей Н. Гартмана [5]. Тема 1. «Понятие этики. Краткая история основных этических учений» – данная тема в большей степени раскрывает традиционную парадигму ценно- стей. Здесь, благодаря знакомству с понятийным аппаратом курса, разнообра- зием моральных и этических теорий, наиболее сильный акцент приходится на такие традиционные ценности, как самопожертвование, любовь к ближ- ним, патриотизм, честь. Помимо этого данная тема курса направлена на по- нимание и формирование таких основных и частных нравственных ценностей у обучающегося, которые будут нами раскрыты на основании учения о цен- ностях Н. Гартмана. Также необходимо отметить, что известный отечествен- ный ученый В. Н. Назаров, исследуя ценностную проблематику Н. Гартмана, определяет их как ценности добродетелей, поэтому мы будем использовать и его терминологию в данной научной статье. В рамках данной темы курса акцент делается на раскрытие и формирование таких ценностей, как:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=