Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 44 включая их в университетский конкурс дисциплин по выбору. В свое время преподавателями кафедры были разработаны и успешно реализовывались та- кие дисциплины, как «Информационная этика», «Психология морали», «Эти- ка права» и т. д. Более того, в 2014–2015 гг. в рамках договора с НИТУ «МИСиС» на базе ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» преподавателями кафедры философии и культурологии были разработаны учебно-методи- ческие материалы и проведены занятия по дисциплине «Этика образования и воспитания» на факультетах естественных наук, технологий и бизнеса, ма- тематики, физики и информатики для студентов непедагогических направле- ний подготовки с целью реализации проекта НИТУ «МИСиС» «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образова- ние и педагогика” (направление подготовки – “Педагогическое образование”), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогиче- ского профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сете- вого взаимодействия». Остановимся на определенных ценностях, лежащих в основе данного курса, и их особенностях более подробно. Во-первых, следует отметить тот факт, что образование является ценно- стью само по себе на всем протяжении исторического развития. На это обра- щает внимание заслуженный деятель науки РФ, профессор ВГПУ Е. П. Бело- зерцев: «Образование – фундаментальная категория и абсолютная ценность всех времен и народов. Во-первых, потому, что, являясь функцией жизни, об- разование пронизывает быт каждого человека в течение всей его жизни, со- ставляет существенную характеристику любого государства и общества. Тем самым мы подчеркиваем чрезвычайную его особенность, ибо нет ничего дру- гого, более великого, посредством чего бы жили и действовали, общались люди столь разного возраста и социального положения» [3, с. 22]. Такую вы- сокую роль образования и его жизненный статус можно объяснить тем, что в нем цели обучения и воспитания соединяются. Они заключаются в следую- щем: «передать систему знаний и овладеть этими знаниями для того, чтобы учащийся развивался по пути гражданского, нравственного и профессиональ- ного совершенствования, <...> развивался духовно-нравственно и овладевал основными знаниями и основами профессии» [3, c. 425]. И в этом плане мы согласны с отечественным ученым В. В. Варавой, который считает, что сущ- ность воспитания заключается «в раскрытии ценностей этического средства- ми образования» [4, с. 51], поэтому «этическое», на наш взгляд, следует рас- сматривать как одно из средств профессиональной подготовки студентов и воспитания нравственной личности, гражданина и профессионала. Таким образом, именно нравственные ценности, взятые в контексте проблем образо- вания и воспитания, выступают целью изучения и реализации курса «Этика образования и воспитания».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=