Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Философские науки 43 В. Н. Назарова, должна включать в себя следующие компоненты: 1) изучение этических проблем образовательной деятельности и 2) изучениепроблем соб- ственно этического образования [6, с. 243]. К числу таких проблем следует отнести: рассмотрение вопросов нравственного смысла понятий «образова- ние» и «воспитание», соотношение образования и воспитания, выявление ди- лемм этического образования и возможностей обучения добродетелям, опре- деление нравственного смысла и моральных уровней обучения, этического содержания добродетелей медиапедагогики и современных реалий медийного образования, конфликта ценностей в сфере современного образования и т. д. Кроме того, говоря об этическом компоненте в вузовском образовании в целом (и о дисциплине «Этика образования и воспитания» в частности), следует отметить, что он носит прикладной характер: «Общих курсов по эти- ке в вузах, действительно, становится меньше, а этико-прикладных – больше. Это мировая тенденция <...> В доминировании прикладной этики в вузовском образовании я вижу только поддержку этике, поскольку этика в прикладном выражении становится элементом профессионального образования, и этим ее статус повышается» [2]. Как справедливо отмечает известный отечественный ученый В. Н. Назаров, «этика образования как прикладная дисциплина возни- кает в условиях иной информационной реальности в рамках традиций нрав- ственного воспитания и профессиональной педагогической этики» [8, c. 91]. В области реализации этического образования Тульский государствен- ный педагогический университет им. Л. Н. Толстого не является исключени- ем. На его базе изучением вопросов этического образования в России и его профессионального (прикладного) характера занимаются такие известные тульские ученые, как профессора ТГПУ им. Л. Н. Толстого В. Н. Назаров и Е. Д. Мелешко, которые внесли большой вклад в эту область знания [см.: 6, 7, 8] и являются бессменными руководителями научной школы «Со- циально-философские проблемы прикладных исследований в культурологии, религиоведении, этике». Проблемы, разрабатываемые в рамках данной шко- лы ее ведущими учеными, профессорско-преподавательским составом и ас- пирантами кафедры философии и культурологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого, неизменно обсуждаются в рамках заседаний межфакультетского научно- методического семинара молодых ученых, аспирантов, магистрантов и бака- лавров, действующего на базе кафедры философии и культурологии. Кроме того, в настоящее время на многих направлениях подготовки и магистерских программах очной и заочной форм обучения различных фа- культетов университета осуществляется преподавание ряда дисциплин этико- прикладной направленности. Например, «Профессиональная этика», «Про- фессиональная этика и этикет», «Этика успеха: как быть успешным в совре- менной жизни – от Платона до Карнеги», «Этика и психология семейной жизни» и т. д. Профессорско-преподавательский состав кафедры ежегодно разрабатывает и обновляет дисциплины этико-прикладной направленности,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=