Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Философские науки 41 занности граждан и общества. По словам немецкого исследователя К. Метца, социополитическое понимание солидарности, философски обоснованное Э. Дюркгеймом и Л. Буржуа, легло в основу политической практики в виде социального законодательства в период между 1892 и 1910 гг. «Солидар- ность» превратилась в наиболее важный термин во французском политиче- ском лексиконе, а «солидаризм» стал предшественником новой социальной философии, на основе которой во Франции в течение XX в. развивались кон- цепции «социальной безопасности» и социального государства [4]. Разумеется, современные социальные государства не функционируют на основаниях названных теорий. Однако подспудно, за фасадом политкоррект- ных речей политиков, на уровне обыденного сознания может зреть протест против того, что сегодня не сотни тысяч, как прежде, а миллионы переселен- цев претендуют приобщиться к благам, созданным предыдущими поколения- ми граждан данного государства. Нет сомнения в том, что радикальные поли- тические силы воспользуются этим обстоятельством. Вообще, исследователи еще до настоящей волны миграции выказывали озабоченность судьбами ев- ропейского социального государства и солидарности в них под натиском со- циальных последствий глобализации [4, p. 327]. Литература 1. Цицерон. Диалоги / Цицерон. – М.: НИЦ Ладомир; Наука. – [Ciceron. Dialogi / Ciceron. – M.: NIC Ladomir; Nauka. In Russ.)]. 2. Laborde, C. Pluralism, Syndicalism and Corporatism: Leon Duguit and crisis of the state (1900–1925) / C. Laborde // History of European Ideas. – 1996. – Vol. 22. – № 3. – P. 227–244. 3. Stjerno, S. Solidarity in Europe: The History of an Idea / S. Stjerno. – Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2004. 4. Metz, K. H. Solidarity and History. Institutions and Social Concepts of Solidarity in 19 th Century Western Europe / Karl H. Metz // Solidarity; Ed. K. Bayertz. – Kluwer Academic Publishers, 1999. – P. 191–207.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=